Тарифы жкх – кто устанавливает, где узнать информацию о тарифах, причины роста цен на коммунальные услуги

Тарифы ЖКХ – кто устанавливает, где узнать информацию о тарифах, причины роста цен на коммунальные услуги

Ставки по коммунальным платежам рознятся из региона в регион, это зависит от общего уровня жизни горожан, климатических условий, степени износа коммуникаций, численности сбытовых компаний и прочих факторов. Однако общий показатель изменения тарифов по стране планируется заранее, исходя из прогнозируемого размера инфляции, масштаба экономического кризиса и поступлений в бюджет из других источников и статей.

Кто их устанавливает

Стандартным набором жилищно-коммунальных услуг в каждой квартире или доме являются следующие:

  • Тарифы ЖКХ – кто устанавливает, где узнать информацию о тарифах, причины роста цен на коммунальные услугигазоснабжение;
  • электричество;
  • водоснабжение;
  • канализация;
  • теплоснабжение;
  • пользование жилой площадью;
  • капитальный ремонт многоквартирного здания;
  • текущий ремонт дома и его содержание.

В больших городах, элитных домах и многоэтажках к такому списку может быть добавлена оплата использования телевизионной антенны, лифта, услуг консьержа, вахтера, председателя совета целого дома. Все это перечислено в платежной квитанции, ее доставляют каждому владельцу жилья, оплачивается она ежемесячно.

Что касается сумм данных платежей, то определением их значений занимается, как правило, управляющая компания. Расчет ведется на основе ставок, которые установлены государством или муниципалитетом. УК не имеет права самостоятельно без ведома жильцов взять и изменить текущие тарифы. Необходимо согласовать все предстоящие изменения с собственниками жилых помещений.

Конкретные величины предстоящих платежей граждане вычисляют, исходя из установленных норм, или на основании показаний установленных в их домах счетчиков.

Контролирующие приборы учета электроэнергии, газа, воды позволяют владельцу жилья самостоятельно и непосредственно вести учет собственного потребления ресурсов.

Следовательно, он всегда знает о размерах будущих платежей, текущего состояния задолженностей и пр.

Тарифы ЖКХ – кто устанавливает, где узнать информацию о тарифах, причины роста цен на коммунальные услугиПлатеж высчитывается путем разницы показателей по приборам за текущий и прошлый месяцы с последующим умножением результата на конкретную тарифную ставку. В некоторых регионах РФ применяются также социальные нормы потребления электроэнергии. Организации, поставляющие коммунальные услуги, периодически осуществляют поверку установленных счетчиков воды, газа и света, чтобы выявить недобросовестных потребителей. Контролеры проверяют целостность пломбы, достоверность показаний, состояние самого прибора учета. Производится своевременная их замена, следующая дата которой указывается в договоре на предоставление услуг или в расчетной квитанции.

Отсутствие счетчиков предполагает оплату ресурса по установленному нормативу. Электрические счетчики стоят уже у всех очень давно, газовые тоже установлены практически везде, а вот с водой до сих пор не все ясно.

Понятно, что выгоднее платить по счетчикам, но вот в частных домах, например, есть статья полива, которая включается в квитанции только в дачный сезон. Недавно государство установило фиксированную ставку, равную 3 000 рублей в месяц, тогда как до этого все платили 300 рублей ежемесячно.

Так власти вынуждают пользователей коммунальных услуг устанавливать счетчики, потому что в данной статье получается уж слишком много расхода, несмотря на мизерную плату.

Определяющими обычно служат три фактора:

  • количество потребленного ресурса;
  • площадь жилья;
  • численность проживающих в квартире людей.

Что такое региональный стандарт стоимости

Региональный стандарт ежемесячной стоимости жилищно-коммунальных услуг – это установленная в каждом субъекте РФ средняя величина потребления электроэнергии, воды, газа, тепла.

Также в этот перечень входит содержание жилья, регулярный ремонт, в том числе капитальный, пользование канализацией, домофоном и т.п. Для определения данной величины в расчет берутся средние нормы потребления всех этих ресурсов и услуг, а также усредненная по регионам предельная их стоимость.

Тарифы ЖКХ – кто устанавливает, где узнать информацию о тарифах, причины роста цен на коммунальные услугиОсновываясь на Постановлении Правительства РФ от 29 августа 2005 года, можно сказать, что региональный стандарт стоимости коммунальных услуг служит только для субсидирования социально незащищенных категорий граждан. Субсидии на услуги ЖКХ рассчитываются в зависимости от совокупного и среднедушевого дохода семьи, их трат на коммунальные выплаты и этого самого регионального стандарта.

Их установлением занимаются органы государственной власти субъектов РФ. Далее происходит дифференциация в зависимости от городского округа, района, населенного пункта.

К тому же определяются отдельные стандарты для одиноко проживающих граждан и для каждого члена семьи разной численности.

Получается, что в одном субъекте страны в разных районах могут быть разные ценовые стандарты по ЖКУ.

  • Величина стандарта пересматривается и пересчитывается каждый год, утверждает его Правительство РФ своим Постановлением, дается средний показатель по стране и по каждому субъекту отдельно.
  • Нынешний федеральный стандарт стоимости услуг ЖКХ на 2019 год установлен Постановлением Правительства РФ  «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг».
  • В приложении к документу обозначена предельная стоимость ЖКУ по регионам на 1 м2 в месяц, а также цена капремонта тоже на метр жилья. В качестве примера можно привести некоторые субъекты (из каждого округа) по первому показателю:
  • Белгород – 105,6 руб., Москва – 148,5 руб.;
  • Ненецкий автономный округ – 402,9 руб., Калининград – 94,8 руб.;
  • Краснодар – 91,2 руб., Волгоград – 107,1 руб.;
  • Ставрополье – 121,3 руб., Чечня – 62,4 руб.;
  • Чувашия – 87,3 руб., Нижний Новгород – 137,9 руб.;
  • Екатеринбург – 115,3 руб., Тюмень – 107,2 руб.;
  • Иркутск – 91,8 руб.; Омск – 113,9 руб.;
  • Магадан – 340,9 руб., Хабаровск – 169,1 руб., Чукотка – 504,7 руб.;
  • Крым – 61,9 руб.

Стоимость капитального ремонта жилья по всем регионам варьируется в пределах 5–10 руб. за 1 м2 в месяц.

Где узнать действующие тарифы

Сегодня информация по тарифам на услуги ЖКХ выкладывается на многих федеральных и региональных сайтах в интернете.

Если возникают какие-то сомнения по цифрам в квитанциях на оплату, можно посетить следующие ресурсы:

  1. Карта калькулятора ЖКХ от Федеральной антимонопольной Службы.

Причины повышения

Тарифы ЖКХ – кто устанавливает, где узнать информацию о тарифах, причины роста цен на коммунальные услугиПервая половина 2019 года порадует граждан отсутствием повышения цен на коммуналку, однако расслабляться все же не стоит, так как рост стоимости услуг предстоит с 1 июля текущего года. Динамика изменения стоимости по стране будет неравномерной: максимальные денежные затраты придутся на самые развитые в экономическом смысле регионы, а более «бедные» части России пострадают меньше всего.

Так, Северная Осетия практически не ощутит на себе последствия кризиса и инфляции. Больше всех достанется Москве: здесь прибавка к стоимости ЖКУ достигнет 7%.

В Санкт-Петербурге тарифы вырастут на 6%, как в Якутии и на Камчатке. Башкирия – 5,8%, Кемеровская область 5,9%, Екатеринбург, Приморье и Иркутск – 5%.

Дагестан, Чечня, Чукотка, Курск, Тверь, Мурманск, Сахалин, Адыгея, Кабардино-Балкария, Белгород, Тамбов, Калуга – в пределах 3,5%.

В качестве итога можно привести несколько основных причин роста цен на услуги ЖКХ в России за 3 последних года:

  1. Международные санкции в адрес России.
  2. Высокая степень износа коммуникаций по стране.
  3. Инфляция.
  4. Экономический кризис.
  5. Напряженная геополитическая обстановка.
  6. Повышение акцизов и налогов.
  7. Рост цен на топливо.
  8. Необходимость постепенной ликвидации перекрестного субсидирования коммунальных услуг.

В следующем году повышение тарифов также ожидается, тоже в пределах расчетных значений инфляции. Государство собирается ввести ряд мер для привлечения инвестиций в отрасль и стабилизации общей ситуации:

  • составление новой схемы тарификации;
  • ограничение роста тарифов;
  • ужесточение мер наказания для злостных неплательщиков.

О повышении тарифов на услуги ЖКХ смотрите в следующем видеосюжете:

Источник: http://PropertyHelp.ru/kvartira/kommunalnye-uslugi/pravila-formirovaniya-tarifov.html

Удавка ЖКХ: Почему власти не могут остановить рост тарифов

Где сколько платят за ЖКУ

Сервис «Яндекс.Деньги» провёл исследование, целью которого было определить, сколько платят граждане России за коммунальные услуги. Оказалось, что самые большие суммы в платёжках у жителей Казани и Москвы.

Причём столица Татарстана значительно обогнала федеральную столицу – 5970 рублей против 3937 рублей.

В топ-5 этого рейтинга также попали Екатеринбург (3780 рублей), Новосибирск (3620 рублей), Челябинск (3482 рубля).

Меньше всего за услуги ЖКХ, согласно результатам исследования, платят в Волгограде и Воронеже – около 1500 рублей. При этом средний чек по стране равен примерно трём тысячам рублей.

Неправильные выводы

Многие из озвученных результатов вызвали недоумение, причём как у чиновников, так и у самих жителей России. Только вот удивление это разного порядка. Так, в мэрии Казани отметили, что некорректно делать выводы по оплатам исключительно через «Яндекс.Деньги» (это не только электронные кошельки, но и оплата по банковским картам через систему «Яндекс.Касса» – прим.

Царьграда), поскольку многие до сих пор рассчитываются через портал госуслуг или интернет-банки. В администрации города привели другие данные – 2750 рублей в летние месяцы и 4760 рублей – в зимние.

Не устроило казанских чиновников и сравнение с Москвой, поскольку там 50% стоимости ЖКХ возмещаются из бюджета, то есть реальная стоимость услуг для столичного жителя на самом деле вдвое больше, чем он платит.

Тарифы ЖКХ – кто устанавливает, где узнать информацию о тарифах, причины роста цен на коммунальные услуги

Что же касается граждан нашей страны, то беглый анализ комментариев в социальных сетях показывает, что приведённые сервисом «Яндекс.Деньги» показатели занижены. Больше всего интернет-пользователи зацепились за 3000 рублей в качестве среднего чека при оплате коммуналки. Данное значение мало кому кажется соответствующим действительности.

При этом в самой компании «Яндекс.Деньги» ответили (прежде всего, мэрии Казани), что анализировались не суммы, указанные в квитанциях на оплату, а реальные платежи, совершённые гражданами. Это мог быть платёж сразу за несколько месяцев или за конкретную услугу.

На самом деле вывод простой – никаких нормальных выводов из обсуждаемого исследования не сделать. Разве что один – 3000 рублей в среднем жители России платят именно через платёжные сервисы «Яндекса».

Читайте также:  Можно ли оформить дарственную на несовершеннолетнего ребенка? как оформить договор дарения?

И это совершенно ни о чём не говорит в контексте того, сколько на самом деле мы платим за услуги ЖКХ.

Здесь гораздо красноречивее заявление руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, который в начале 2019 года сказал, что большая часть граждан России вдвое переплачивает за коммунальные услуги. Также он отметил, что подготовленный ФАС проект тарифного регулирования должен устранить эту несправедливость. Планируется, что соответствующий закон будет принят до начала 2020 года.

Тарифы ЖКХ – кто устанавливает, где узнать информацию о тарифах, причины роста цен на коммунальные услуги

Тарифы утверждают местные власти

Тема коммунальных платежей поднималась и в студии телеканала «Царьград», куда в качестве эксперта был приглашён председатель комитета торгово-промышленной палаты России по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков.

Гость программы обратил внимание на то, что тарифы устанавливает государство, причём каждый регион делает это по-разному, исходя из конкретных условий, в которых он находится. В региональную энергетическую комиссию ресурсоснабжающими организациями предоставляются расчёты, в которых показывается, почему тариф должен быть именно таким.

РЭК должна их проверить и утвердить либо отправить на доработку. Таким образом, именно региональные власти несут полную ответственность за те тарифы, которые мы потом видим в платёжках за коммунальные услуги.

Что касается ценообразования, простому гражданину действительно сложно вникнуть в формирование тарифа – для этого просто не хватит знаний.

К тому же на стоимость одного кубометра воды или одного киловатта электроэнергии влияет множество факторов. Поэтому именно на плечи местных властей ложится обязанность контролировать адекватность утверждаемых тарифов.

Судя по тому, что говорит руководитель ФАС, этот процесс не налажен должным образом.

«Не понимаю, на что идут деньги»

Тем не менее Андрей Широков отметил, что собственник жилья имеет возможность влиять на то, сколько он платит, например, за электричество или воду, расходуя эти ресурсы более экономно.

На самом деле, действительно мало кто об этом думает.

Также он напомнил, что стоимость содержания жилья управляющей компанией или ТСЖ определяется на собрании собственников недвижимости, и многие тоже этого не знают.

Тарифы ЖКХ – кто устанавливает, где узнать информацию о тарифах, причины роста цен на коммунальные услуги

В связи с этим показательны результаты опроса, который провёл Царьград в социальных сетях.

«Оплачивая жилищно-коммунальные услуги, вы понимаете, на что идут деньги?» – такой вопрос был задан подписчикам телеканала. 76% ответили «Не понимаю и не знаю, как разобраться».

Лишь 13% «понимают» (или думают, что понимают), и только 4% могут позволить себе оплачивать платёжки «не глядя». Остальные респонденты за ЖКУ не платят.

Источник: https://tsargrad.tv/articles/udavka-zhkh-pochemu-vlasti-ne-mogut-ostanovit-rost-tarifov-2_216932

Жкх 2020 год: повышение тарифов с 1 января, последние новости

Люди, имеющие собственное жилье, каждый месяц оплачивают коммунальные услуги. В преддверии Нового года граждане интересуются, как меняются тарифы и будет ли подорожание, ведь это происходит ежегодно.

Чтобы не допустить необоснованного роста суммы в квитанции, соответствующими властями регулярно устанавливаются новые законы в Госдуме.

Нужно знать нюансы, которые помогут уменьшить стоимость ЖКУ, ведь имеются льготы и субсидии для определенных групп граждан.

Повышение тарифов

Тарифы ЖКХ – кто устанавливает, где узнать информацию о тарифах, причины роста цен на коммунальные услуги

По законодательству реформа гласит, что

тарифы 1 января 2020 года не должны превышать тарифов, действующих на 31 декабря.

Обусловлено это тем, что они не увеличиваются быстрее прошлогодней инфляции, также увеличиваются и налоги.

Закон о повышении ЖКХ принимался властями еще в 2019 году, а значит, учитывается инфляция текущего года. Сейчас она составляет 4%. Однако местные власти способны самостоятельно увеличивать или уменьшать ставку. Со всеми компаниями заключается отраслевое тарифное соглашение.

Также имеется нововведение, законопроект о «единой квитанции». Отсюда внесутся изменения в ст. 155 Жилищного кодекса. Однако это еще находится на рассмотрении в Государственной думе.

Единый платежный документ оповестит жителей в электронном виде. В нем предполагается указание всей информации о том, сколько и кому требуется заплатить гражданину.

6 августа 2019 года правительство пересмотрело начисление суммы за услуги водоотведения, теплоснабжения и водоснабжения. Это позволяет введение более справедливых тарифов. Планируются тарифы максимально лояльные для людей.

Индексы – это максимально возможный рост тарифов в год. Федеральные власти разрешают увеличивать стоимость коммунальных услуг, но они не должны превышать данных цифр. Даже в Москве и Московской области значения могут расходиться. Это распространяется также на СПБ и Ленинградскую область. Индексы не касаются увеличения по нормативам, если нет счетчиков.

Например, в квартире имеется возможность поставить их, а жильцы не хотят или просто не вовремя передают показания. В такой ситуации к сумме прибавится 50% стоимости, а тариф посчитают по нормативам.

Процент повышения может варьироваться, в зависимости от региона. Соотношение следующее:

Области, районы, республики, края Процент повышения (%)
Чеченская Республика 6,5
Кабардино-Балкарская Республика 5,4
Республика Дагестан 5,2
Республика Ингушетия 5,1
Москва 5
Омская 5
Бурятия 5
Якутия 5
Еврейский автономный округ 4,9
Новосибирская 4,9
Карачаево-Черкесская Республика 4,9
Кемеровская 4,9
Иркутская 4,8
Томская 4,7
Амурская 4,7
Северная Осетия 4,7
Забайкалье 4,7
Красноярский край 4,6
Хакасия 4,6
Приморский край 4,5
Алтайский край 4,5
Республика Алтай 4,4
Новгородская 4,1
Московская 4,1
Республика Тыва 4,1
Краснодарский край 4,1
Липецкая 4
Новгородская 4
Костромская 4
Кировская 4
Псковская 4
Чукотский АО 4
Ямало-Ненецкий АО 4
Калининградская 4
Тюменская 4
Тамбовская 4
Смоленская 4
Магаданская 4
Республика Коми 4
Татарстан 4
Карелия 4
Адыгея 4
Воронежская 4
Удмуртия 4
Камчатский край 4
Волгоградская 4
Белгородская 4
Архангельская 4
Хабаровский край 4
Сахалинская 3,9
Тульская 3,9
Марий Эл 3,9
Санкт-Петербург 3,8
Самарская 3,6
Рязанская 3,6
Пензенская 3,6
Орловская 3,6
Саратовская 3,6
Ростовская 3,6
Свердловская 3,6
Ярославская 3,6
Ханты-Мансийский АО 3,6
Челябинская 3,6
Ульяновская 3,6
Тверская 3,6
Оренбургская 3,6
Владимирская 3,6
Чувашская Республика 3,6
Ставропольский край 3,6
Мордовия 3,6
Калмыкия 3,6
Башкортостан 3,6
Ленинградская 3,6
Астраханская 3,6
Брянская 3,6
Курская 3,6
Калужская 3,6
Курганская 3,6
Ивановская 3,6
Вологодская 3,6
Мурманская 3
Пермский край 3
Ненецкий АО 2,4

Как изменятся тарифы

В представленной таблице можно увидеть, что максимальное повышение планируется в Чеченской республике. Минимальный процент в Ненецком Автономном Округе. В остальных областях цифры варьируются по-разному.

Цены на тарифы регулируются местными властями в определенных регионах. Допускается разное превышение стоимости тех или иных ресурсов. Однако невозможно возрастание цен более, чем на указанный процент в определенной области.

На практике сумма в квитанциях может значительно возрасти и «ударить» по карманам людей. В большей мере это зависит от количества потребляемых ресурсов. Например, в семьях, где потребление воды высокое, а электричества – низкое, показатели могут вырасти намного больше.

В среднем повышение планируется на 2,95%. Такая тенденция сохранится до 2024 года. В будущем году вводится новый расчет системы отопления. Теперь учитываться будут тип и количество этажей в доме.

Когда повысят тарифы

Многие люди ждут повышения стоимости услуг с 1 января и интересуются, когда ее поднимут и с какого числа это произойдет. Произойдет оно лишь с 1 июля.

В 2019 году было двухэтапное повышение коммуналки. Однако сейчас этого не произойдет. В прошлом такие нововведения в текущем году были связаны с изменением НДС с 18 до 20%.

В итоге общие суммы не превысили установленный уровень индексации.

Индексация проводится лишь со второго полугодия, но все же, изменение цен на коммунальные услуги в 2020 году способны осуществиться уже с января. К ним относятся:

  • Водоснабжение;
  • Газоснабжение;
  • Электричество;
  • Канализация;
  • Отопление;
  • Вывоз мусора.

Капитальный ремонт, обслуживание домофона, охрана и прочие платежи не относятся к коммунальным услугам. Если жителям не хочется оплачивать те или иные услуги, то единственным решением является отказ от них или смена управляющей компании.

С 01.01 2019 года вывоз мусора относится к коммунальным услугам

Сумма рассчитывается исходя из количества жильцов, прописанных в квартире. В среднем оплаты в будущем возрастут на 12%, что составляет около 30 рублей с человека.

Как уменьшить платежи

Тарифы ЖКХ – кто устанавливает, где узнать информацию о тарифах, причины роста цен на коммунальные услуги

Россияне не могут повлиять на стоимость тарифов, но смогут уменьшить платежи за счет заключения договоров напрямую с поставщиками услуг в определенной области. Также рациональным решением является установка счетчиков. В таком случае человек платит только за то, что он потратил. Это позволяет значительно уменьшить суммы в квитанциях.

Для уменьшения нагрузки на семейный бюджет также предусматриваются льготы. Причем люди не всегда догадываются, что имеют право на их использование. Еще одна разновидность уменьшения цен – субсидия на оплату ЖКУ. Такие привилегии предоставляются определенным категориям граждан. К ним относятся:

  • Герои России и Советского Союза;
  • Инвалиды всех групп;
  • Ветераны ВОВ и близкие родственники;
  • Дети-инвалиды;
  • Граждане, пострадавшие на АЭС;
  • Многодетные и малоимущие семьи.

Местные власти регулярно расширяют данный список, чтобы уменьшить финансовую нагрузку на менее защищенные слои населения. Также льготы предоставляются семьям, у которых доход на человека составляет ниже прожиточного минимума.

Стоит знать, что льготы не назначаются государством автоматически. Для предоставления субсидий нужно обратиться в МФЦ по месту проживания или посетить сайт госуслуг, после чего предоставить документы, подтверждающие тот или иной статус. Иногда процедура занимает длительное время, ведь нужно заказать большое количество справок. Однако гораздо проще собрать их, чем переплачивать за ЖКУ.

Читайте также:  Дополнительное соглашение к договору аренды в 2020 году – образец, порядок регистрации, список документов

Жкх для предприятий и юридических лиц

Собственники нежилых помещений в многоквартирных домах имеют такие же тарифы, что и для обычных людей. Однако в зависимости от вида деятельности устанавливаются свои тарифы.

Например, если в данном помещении имеется аптека, магазин или салон, то стоимость ЖКУ устанавливается наравне с жильцами. Если же помещение используются для производственных целей, то тарифы увеличиваются.

Можно сделать вывод, что для нежилых помещений, собственниками которых являются юридические лица, расчет квитанций такой же, как и для квартир, находящихся в здании.

Таким образом, повышение стоимость коммунальных услуг официально ожидается, то лишь с 1 июля 2020 года. С тарифами это происходит регулярно практически в любой сфере услуг.

Имеется определенная отметка индекса, на который повышается сумма в квитанция. Однако это число способно увеличиваться, в зависимости от определенного региона.

Местные власти вправе устанавливать цены, но так, чтобы они не превышали уровень индексации.

Источник: https://whynotportal.ru/povyshenie-tarifov-zhkx-v-2020-godu-naskolko-uvelichatsya-ceny-na-kommunalnye-uslugi-s-1-yanvarya/

Кто утверждает тарифы и нормативы на коммунальные услуги? :: Вести Подмосковья

В настоящей статье рассмотрим теорию собственников об установлении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК и органами местного самоуправления.

Суть теории

Поскольку общеизвестно, что потребители коммунальных услуг (далее – КУ) не наделены правом устанавливать тарифы на КУ и нормативы их потребления, при этом оплата таких услуг осуществляется по квитанциям, изготовленным исполнителями коммунальных услуг (далее – ИКУ), делается вывод, что тарифы и нормативы потребления КУ устанавливаются именно исполнителями коммунальных услуг. Более «продвинутые» граждане зачастую утверждают, что тарифы и нормативы устанавливают органы местного самоуправления.

Несмотря на довольное широкое распространение приведенных мнений, их сторонники свои выводы, собственно, ничем не подтверждают.

Чаще всего аргументация строится по простой логике – кто является получателем денег за услуги, тот и устанавливает стоимость этих услуг.

Логика «продвинутых» граждан заключается в том, что поскольку администрация активно занимается вопросами ЖКХ (как минимум – часто затрагивает эту тему в СМИ и на различных мероприятиях), то именно администрация и определяет стоимость услуг.

  • Какова ситуация на самом деле?
  • Итак, сначала необходимо определиться, какие же услуги оказывают жильцам ИКУ, к которым относятся управляющие организации (УО), ТСЖ и ЖСК. Эти услуги можно разделить на две группы:
  • 1. Содержание жилья;

2. Коммунальные услуги.

В состав содержания жилья входят услуги работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 ЖК РФ). Необходимо отметить, что размер платы за содержание зависит от площади помещения, которым владеет плательщик. В рамках настоящей статьи вопросы содержания жилья не рассматриваются.

Виды коммунальных услуг, предоставляемых потребителям определены пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 N354 (далее – Правила 354):

  1. — Холодное водоснабжение;
  2. — Горячее водоснабжение;
  3. — Водоотведение;
  4. — Электроснабжение;
  5. — Газоснабжение;
  6. — Отопление.
  7. Именно о тарифах на указанные коммунальные услуги и о нормативах их потребления пойдет речь в данной статье.
  8. Кто предоставляет коммунальную услугу?

Коммунальные услуги предоставляет исполнитель коммунальных услуг. Лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг, зависит от выбранного способа управления многоквартирным домом (далее – МКД). В соответствии с пунктом 9 Правил 354, такими лицами могут быть УО, ТСЖ, ЖСК и в отдельных случаях ресурсоснабжающие организации (далее – РСО).

Обязательства потребителя по оплате потребленной коммунальной услуги возникают именно перед исполнителем услуги, поскольку договор предоставления коммунальной услуги заключается между потребителем и исполнителем. В случае управления домом управляющей организацией положения о порядке предоставления коммунальных услуг включаются в договор управления.

  • Схема предоставления коммунальной услуги.
  • Поскольку подавляющее число исполнителей коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК) не имеют собственных котельных, собственных электростанций, систем очистки воды и другого оборудования, необходимого для самостоятельной выработки электроэнергии, теплоэнергии, воды, необходимых для предоставления коммунальных услуг, возникает вопрос, откуда же указанные блага поступают к жильцам.
  • Для ответа на этот вопрос необходимо разъяснить схему предоставления коммунальной услуги.

Как уже сказано выше, исполнитель оказывает потребителям коммунальную услугу. При этом пункт 13 Правил 354 устанавливает: «13. Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом …

посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям…

Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации».

Часть 12 статьи 161 ЖК РФ устанавливает: «12. Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения …

договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления)…».

Таким образом, ИКУ в силу закона обязан заключить договор с РСО, по которому приобретает коммунальные ресурсы. Указанные коммунальные ресурсы ИКУ предоставляет потребителям.

Именно этот процесс и называется коммунальной услугой (абзац 9 пункта 2 Правил 354 устанавливает: «»коммунальные услуги» – осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений)»).В целом получается следующая схема: ИКУ приобретает у РСО коммунальный ресурс и поставляет указанный коммунальный ресурс потребителю, тем самым предоставляя коммунальную услугу.

Оплата коммунального ресурса осуществляется, соответственно, в обратном порядке: потребители оплачивают коммунальную услугу исполнителю коммунальных услуг, а ИКУ покупает у РСО коммунальный ресурс.

Здесь необходимо отметить, что по решению общего собрания собственников помещений МКД оплата коммунальных услуг может производиться напрямую в РСО (это важный момент, чуть ниже мы о нем вспомним).

Из представленной схемы следует, что в части предоставления коммунальных услуг ИКУ является фактически посредником между РСО и потребителями коммунальных услуг. И тут же возникает вопрос – а сколько стоит такая «посредническая деятельность», сколько зарабатывает ИКУ на коммунальных услугах? Для ответа на этот вопрос продолжим наше исследование.

Как определяется стоимость коммунальной услуги?

Порядок расчета стоимости коммунальных услуг, в соответствии со статьей 157 ЖК РФ, установлен Правительством РФ. В соответствии с приведенной нормой, Правительством РФ принято постановление от 06.05.2011 N354 (в этой статье обозначенное Правила 354).

Правила 354 содержат множество формул, но вся их суть сводится к тому, что стоимость коммунальной услуги определяется как произведение тарифа на коммунальную услугу и потребленного объема услуги.

При этом объем услуги может быть определен либо по приборам учета, либо по нормативам потребления (в случае отсутствия приборов учета). Дополнительно может быть применен повышающий коэффициент, но в рамках этой статьи данный вопрос не рассматривается, более важной целью публикации являются разъяснения размера тарифов на коммунальные услуги.

Какой тариф применяется при расчете стоимости коммунальной услуги?

Пункт 38 Правил 354 устанавливает «38. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов)».

Во избежание разночтений необходимо особо обратить внимание, что приведенная норма ссылается на тарифы, «установленные ресурсоснабжающей организации» (то есть – установленные для ресурсоснабжающей организации), но никак не «установленные ресурсоснабжающей организацией» (у РСО нет права устанавливать тарифы на коммунальные ресурсы).

Таким образом, при расчете стоимости коммунальной услуги применяется тот тариф, который установлен на коммунальный ресурс, поставляемый РСО.

При этом часть 2 статьи 157 ЖК РФ прямо устанавливает, что тарифы утверждают органы государственной власти субъектов РФ: «2. Размер платы за коммунальные услуги … рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом».

Кто утверждает нормативы потребления коммунальных услуг?

Очевидно, что для потребителей, помещения которых не оборудованы приборами учета коммунальных ресурсов, существенную роль играют не только тарифы на коммунальные услуги, но и нормативы потребления таких услуг. Некоторые потребители высказывают мнение, что не только тарифы на КУ, но и нормативы потребления таких услуг якобы устанавливаются решением исполнителей коммунальных услуг.

В опровержение озвученного ошибочного мнения процитируем часть 1 статьи 157 ЖК РФ: «Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг…, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации…».

Таким образом, именно органы государственной власти субъектов РФ утверждают не только тарифы на коммунальные услуги, но и нормативы потребления таких услуг.

Схема финансовых потоков.

Как ранее указывалось, у потребителя услуги возникает обязанность по оплате коммунальной услуги в пользу исполнителя коммунальной услуги.

При этом для целей оказания коммунальной услуги исполнитель коммунальных услуг приобретает коммунальный ресурс, тариф на который равен тарифу на коммунальную услугу.

При этом объем потребления коммунальной услуге равен объему потребления коммунального ресурса.

Из сказанного следует, что размер обязательств потребителей коммунальных услуг перед исполнителем коммунальных услуг равен размеру обязательств исполнителя коммунальных услуг перед РСО. Таким образом, мы получаем ответ на ранее поставленный вопрос «сколько зарабатывает ИКУ на коммунальных услугах?».

Исходя из равенства обязательств по оплате коммунальных услуг и по оплате коммунальных ресурсов, исполнитель, все средства, полученные от потребителей в качестве оплаты коммунальных услуг, обязан оплатить в РСО за коммунальные ресурсы.

То есть, никакого «остатка», никакой «маржи», никакой «прибыли» непосредственно от процесса предоставления коммунальных услуг исполнители (УО, ТСЖ, ЖСК) не получают!

Дополнительным доказательством того, что ИКУ не имеет права присваивать некую часть стоимости коммунальных услуг себе, является установленное законодательством право собственников помещений МКД производить оплату коммунальных услуг непосредственно в РСО (о такой возможности ранее упоминалось в настоящей публикации). При этом оплата в РСО производится в том же объеме, в котором она производилась бы в УО, ТСЖ, ЖСК, никакого «агентского вознаграждения» с этой суммы исполнителю не выплачивается.

Важно понимать, что правоотношения между ИКУ и РСО урегулированы договором ресурсоснабжения, а отношения между ИКУ и потребителями урегулированы договором предоставления коммунальных услуг (либо договором управления).

И поскольку это два различных вида правоотношений, неисполнение одного из указанных договоров не влечет за собой уменьшения обязанностей по исполнению другого договора.

Читайте также:  Как оформить дом в собственность в 2020 году – документы, стоимость, пошаговая инструкция, судебная практика

И в случае, если потребители не оплатили (или оплатили не в полном объеме) потребленные коммунальные услуги, обязанность ИКУ оплатить весь объем коммунального ресурса, поставленного в МКД, никто не снимает.

А поскольку очевидно, что получить от жильцов 100% стоимости потребленных услуг невозможно (ни в добровольном, ни в принудительном порядке), то практически все 100% УО, ТСЖ, ЖСК в России являются должниками перед РСО.

  1. Интересы исполнителей коммунальных услуг.
  2. Как следует из всего сказанного, у исполнителя коммунальных услуг отсутствует финансовая заинтересованность в повышении тарифов на коммунальные ресурсы (они же – тарифы на коммунальные услуги), более того – УО, ТСЖ, ЖСК заинтересованы в снижении стоимости таких услуг по ряду причин:
  3. 1. УО, ТСЖ, ЖСК не получают прибыли из стоимости коммунальных услуг;
  4. 2. Оплата коммунальных услуг поступает на расчетный счет УО и при некоторых системах налогообложения указанная сумма облагается налогом, независимо от того, что она в полном объеме выплачивается в пользу РСО;

3. Чем большие суммы поступают в кассы и/или на расчетные счета УО, ТСЖ, ЖСК, тем больше ИКУ несет расходов на администрирование платежей (стоимость банковских переводов, комиссии за зачисление средств на расчетный счет, оплата инкассации и т.д.);

4. Чем выше стоимость коммунальных услуг, тем более напряженные отношения складываются между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, несмотря на то, что исполнители не обладают полномочиями по утверждению тарифов и нормативов потребления КУ;

5. Чем выше стоимость коммунальных услуг, тем большая задолженность возникает у ИКУ перед РСО вследствие невозможности сбора с потребителей 100% стоимости потребленных коммунальных услуг;

6. Сами работники ИКУ являются потребителями жилищно-коммунальных услуг и, как и все прочие потребители, просто по-человечески заинтересованы в уменьшении своей квартплаты.

  • Таким образом, необходимо отметить, что УО, ТСЖ, ЖСК не только не имеют полномочий по утверждению тарифов на коммунальные услуги, но и заинтересованы в уменьшении таких тарифов!
  • Для понимания, откуда же ИКУ может получить прибыль, если деятельность по предоставлению коммунальных услуг не только не приносит дохода, но и является фактически убыточной, необходимо заметить, что прибыль ИКУ складывается исключительно из прибыли от деятельности по содержанию жилья (управление МКД, содержание и ремонт общего имущества), но никак не от предоставления коммунальных услуг.
  • «На самом деле, тарифы и нормативы потребления коммунальных услуг устанавливают органы государственной власти субъектов РФ, а исполнители коммунальных услуг (за исключением случаев, когда такими исполнителями являются РСО) абсолютно не заинтересованы в повышении тарифов на КУ», — сообщает эксперт в сфере строительства и ЖКХ Юрий Ганенко.

Источник: https://VMO24.ru/news/kto_utverzhdaet_tarify_i_normativy_na_kommunalnye_uslugi

Тарифы ЖКХ 2020 — повышение, рост, изменение, кто устанаваливает

Под тарифами ЖКХ обычно понимают расценки, которые устанавливаются непосредственно самими поставщиками тех или иных услуг, определяются наделенными соответствующими полномочиями энергетическими комиссиями либо назначаются местными органами власти.

Для большинства отечественных граждан вопросы, касающиеся тарифов ЖКХ, являются чрезвычайно важными, поскольку на оплату этих услуг уходит значительная часть бюджетов их семей.

Избежать этих трат невозможно, поскольку любое эксплуатируемое жилье может использоваться для полноценного проживания только при условии, что оно обслуживается коммунальными службами (то есть имеет воду, электричество и т.д.).

Законодательная база

Тарифная политика в жилищно-коммунальной сфере определяется непосредственно Правительством РФ в кооперации с уполномоченными органами исполнительной власти федерального (Минэнерго, Федеральная служба по тарифам, Минэкономразвития и прочие), регионального и муниципального уровней (энергетические комиссии, комитеты, службы по регулированию цен и тарифов).

Изменение тарифов ЖКХ, методы и принципы их расчетов определяются в первую очередь принятым 30 декабря 2004 года ФЗ №210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», а также рядом актов подзаконного уровня.

Значительную роль в тарифном регулировании играет правительственное Постановление под № 520, принятое 14 июля 2008 года и устанавливающее основы ценообразования и порядок регулирования расценок в данной сфере.

Тарифы ЖКХ

Традиционно в тарифы ЖКХ включают следующие три компонента:

  1. Содержание и текущий ремонт жилых помещений. Сюда входит оплата услуг, перечисленных в договоре управления.
  2. Коммунальные услуги. К данной категории причисляют те услуги, без которых невозможно представить комфортную жизнь современного человека, — обеспечение электричеством, водой/отводом воды, отоплением, газом.
  3. Прочее. Сюда могут входить различного рода дополнительные услуги, предоставляемые иными организациями жильцам на основе персональных договоров с каждым из них (оплата за телевидение, интернет и прочее).

Кто устанавливает?

Основная часть тарифов на коммуналку определяется субъектом РФ или органом местной власти в случае делегирования ему таких полномочий. Расценки определяются в соответствии с нормами, прописанными во 2-й части 157-й статьи ЖК РФ.

Если говорить о суммах, взимаемых за содержание и ремонт жилых помещений, то в данном случае многое зависит от того, имеется ли в доме самоуправление.

Законодательство позволяет объединению собственников квартир на общем собрании самостоятельно определять тарифы на данную услугу, однако они должны соответствовать нормам законодательства и их должно хватать на надлежащее содержание жилого помещения.

Стоимость в регионах

Тарифы в регионах определяются в соответствии с региональным тарифом — общим показателем, включающим в себя стоимость содержания и проведения ремонтных работ, отопление жилья, ЖКУ, потребляемые жильцами. Расчёт этих показателей производится в соответствии с утвержденной нормой на одного человека или исходя из размера жилого помещения.

Таким образом, итоговая сумма включает в себя тариф за содержание и проведение в доме ремонтных работ, рассчитанный на одну квартиру, сумму, затрачиваемую на отопление, расчёт которой производится методом умножения площади жилья на тариф, установленный для одного квадратного метра, стоимость коммуналки, вычисляемую исходя из установленной на одного человека нормы потребления.

При расчетах используется нормативная площадь жилья, которая определяется исходя из численности проживающих.

Для расчёта положенных населению субсидий берётся региональный стандарт нормативной площади. На одного человека, исходя из нормативов, должно приходиться 33 метра квадратных, двух — 42 метра квадратных, трёх и выше — по 20 метров квадратных на каждого.

Определение тарифов и нормативов осуществляется для каждого муниципалитета в отдельности. При этом в некоторых случаях во внимание принимаются не только квартиры, но и индивидуальное жильё.

Пересчёт регионального стандарта стоимости ЖКУ производится ежегодно местными органами власти. Отталкиваются при этих расчетах от федеральных законодательных норми выпущенных самими органами местного самоуправления постановлений о тарифах.

Наряду с этими нормами, действует ещё один региональный стандарт, определяющий предельно допустимую долю дохода жильцов, которая может быть потрачена на оплату услуг ЖКХ.

Как узнать действующие нормативы?

Проще всего узнать, какие тарифы действуют в 2020 году на услуги ЖКХ, — посмотреть на цифры, прописанные в квитанции, приходящие ежемесячно. Однако данный источник информации не всегда оказывается по-настоящему надежным, поскольку нередко в подобных бумагах бывают существенные погрешности.

Лучше всего обращаться для уточнения тарифов не только по какому-то региону, но и конкретному дому, в специальную организацию, именуемую Федеральной службой по тарифам. Эта служба сформирована для того, чтобы отслеживать изменение тарифов и осуществлять их регулировку.

Причины повышения

Регулярное повышение тарифов ЖКХ является перманентным явлением в жизни наших людей. Особенно остро данная проблема ощущается в последние годы в связи с кризисным положением экономики страны в целом. Именно от экономической ситуации в России в первую очередь зависит увеличение сумм, которые население вынуждено отдавать за услуги ЖКХ.

  • Так, в кризисный 2015-й год в среднем увеличение тарифов по России составило 8 процентов, но, естественно, ситуация существенно различалась в зависимости от конкретной услуги и региона, где ее оказывали.
  • В разных регионах ситуация выглядела совершенно неодинаково, при этом наиболее сильный рост тарифов наблюдался в сфере снабжения питьевой водой, которая подорожала по стране в среднем на 10,5 процента.
  • В основе тарифных расчетов лежит в первую очередь инфляционный индекс, так как в тарифы всегда закладывается стоимость сырья и сопутствующего обслуживания, неизбежно увеличивающаяся при инфляционных процессах в экономике.

Можно ли снизить?

  1. Несмотря на то, что тарифы ЖКХ напрямую зависят от того, в какой экономической ситуации находится государство, а также от цен на топливно-энергетические ресурсы, есть довольно эффективные способы, позволяющие снизить ставки на ЖКУ.

  2. В частности, один из наиболее простых и легко осуществимых способов заключается в переводе работающих в коммунальной сфере компаний на упрощенную систему налогообложения, что должно обеспечить снижение цен на 10-15 процентов.

  3. Еще один способ, позволяющий сэкономить, — формирование товарищества владельцев жилья, которое обладает правом самостоятельно определять тарифы на жилищные услуги.

  4. При этом они могут по своему усмотрению включать в тариф наиболее востребованные услуги и необходимые работы.

На видео о тарифах

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://realtyurist.ru/zhkh/tarify-zhkh/

Ссылка на основную публикацию