Нуждающиеся в жилье: признание и предоставление в 2022 году

Нуждающиеся в жилье: признание и предоставление в 2022 году Максим Иванов Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года

В России действует государственная программа содействия в покупке собственного жилья — «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан РФ». Если кратко, ее суть: молодым семьям — доступное жилье. Государство готово помочь молодым и частично оплатить покупку жилого помещения. Это не кредит и не льготная ипотека, а социальная выплата — деньги возвращать не нужно, их выделят из государственного и регионального бюджета в виде субсидии.

Правда, далеко не любой семье — круг потенциальных участников строго ограничен. А те, кого все же включили в программу, часто ждут годами и в итоге все равно остаются без денег.

Часто, но не всегда — сотни российских с семей ежегодно покупают новое жилье с привлечением государственных денег.

Как попасть в их число? Разбираем, как работает программа «Молодая семья»: условия участия и суммы субсидии.

Принять участие в программе могут только молодые семьи. И это не только возраст и внутреннее самоощущение. Правила, утв. Постановлением Правительства № 1050 от 17.12.2010, предусматривают целый перечень требований к кандидатам, которые должны быть соблюдены одновременно. Принять участие могут (п. 6 Правил):

  1. Супруги в зарегистрированном браке или неполные семьи. Сожители без штампа в паспорте участвовать не могут, нужно быть официально мужем и женой. Участие бездетных пар также допускается, но это повлияет на размер субсидии. Длительность нахождения в браке значения не имеет, главное чтоб был зарегистрирован в ЗАГСе. Под неполными семьями понимаются семьи с одним родителем и детьми. Одинокие кандидаты без детей принять участие не смогут. Хотя бы один из супругов должен быть гражданином РФ.
  2. Кандидаты, возраст которых менее 35 лет включительно. Если вам 30, а супругу 37 — кандидатами вы стать не сможете. Причем ваш возраст будут проверять дважды. Первый раз — при подаче заявки, второй — при назначении субсидии. Между этими проверками легко может пройти несколько лет, и если на момент проведения второй кто-либо из супругов стал старше 35 лет — их исключат из программы «Молодая семья 2020».
  3. Семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Для этого у вас не должно быть собственного жилья или доле в нем либо уровень жилищной обеспеченности должен быть менее учетной нормы (ст. 51 ЖК). При этом сама семья должна быть малоимущей (ст. 49 ЖК): среднедушевой доход должен быть ниже, чем региональный прожиточный минимум. Так что если вы не ютитесь в крохотной «однушке» втроем, а живете в полноценной квартире и получаете хорошую зарплату, которой хватает на всех троих — в субсидии откажут. Учтите, что нуждающимися автоматически не признают — для этого нужно отправиться в УСЗН и стать на жилищный учет или получить справку о признании нуждающейся — такое тоже прокатит (п. 7 Правил).
  4. Семьи, способные доплатить разницу. Субсидия не сможет полностью покрыть стоимость купли-продажи, разницу семья должна погасить самостоятельно. За счет собственных сбережений или кредитных средств, государству не важно — главное, чтобы могли доплатить. А если уже есть ипотека, можно ли участвовать в программе «Молодая семья»? Да! Это не является препятствием, потребуются только дополнительные документы.

Обратите внимание, что это общие требования, установленные на федеральном уровне. На местном уровне распорядители денег могут их изменять и дополнять. Чтобы узнать, точно ли ваша семья под них подходит, обратитесь в администрацию по месту жительства.

Сколько денег дают по программе «Молодая семья»?

Государство готово оплатить часть стоимости жилья. Наличку, естественно, на руки никто не даст: только безнал, и только на счет продавца. Размер субсидии в разных регионах может отличаться, и вот почему.

На федеральном уровне установлен норматив (п. 10 Правил) — выделять семьям не менее:

  • 30% от расчетной стоимости жилья для бездетных семей;
  • 35% расчетной стоимости жилья для семей с детьми.

Это минимальный размер, и на местах его могут увеличивать. Например, в Новосибирской области семьи при рождении 1 ребенка получают из областного бюджета дополнительно 5% от расчетной стоимости жилья. А в СПб, например, размер субсидии только за счет городского бюджета составляет не менее 75% расчетной стоимости.

Учтите, что это доля не от суммы в договоре, а от расчетной стоимости. Она определяется по формуле (п. 16 Правил):

РАСЧЕТНАЯ СТОИМОСТЬ = РАСЧЕТНАЯ ПЛОЩАДЬ х НОРМАТИВ СТОИМОСТИ м2 ЖИЛЬЯ

Норматив стоимости определяется местными властями как величина, пересматриваемая ежегодно. Например, в Брянской области это около 30 тысяч рублей, а в Краснодаре — 46 тысяч. Расчетная площадь зависит от количества членов семьи и установлена п. 15 Правил в размерах:

  • 42 м2 для семьи из двух человек;
  • 18 м2 на каждого члена семьи в семье из 3 и более человек.

Конечная сумма, на которую может рассчитывать семья, указывается в свидетельстве. Но выдадут его только после окончательного согласования выплаты в вашу пользу.

Какое жилье можно купить по программе «Молодая семья»?

Деньги по федеральной программе можно потратить только на приобретение квартиры или дома. Вы не сможете купить за них машину или путевку в Анталию — перевод одобрят только после подтверждения, что вы приобретаете (п. 2 Правил):

  • вторичное жилье по обычному договору купли-продажи;
  • первичное жилье в новостройке по ДДУ или через кооператив (ЖК, ЖСК, ЖНК);
  • первичное или вторичное жилье по ипотечному договору с привлечением заемных средств (для оплаты первоначального взноса или погашения основной суммы долга и процентов);
  • осуществляете строительство частного дома с привлечением подрядной организации.

К тому же, вы должны обязательно выполнять ряд условий федеральной программы:

  1. Жилье размещено в регионе, где вам одобрили субсидию.
  2. Жилье не может быть приобретено у близких родственников (п. 2.1 Правил).
  3. Ранее вы не принимали участие в указанной программе.

Как долго будет длиться программа?

На момент подготовки материала крайний срок реализации программы — 2025 год. Но ее должны продлить — об этом говорят результаты аудита со стороны Счетной палаты. Например, в Курганской области с существующими темпами, чтобы обеспечить все молодые семьи жильем потребуется еще 16 лет, а в Оренбургской области все 28!

Как принять участие в программе: пошаговая инструкция

Для получения социальной выплаты нужно основательно готовиться, собирать документы и ждать. Иногда по несколько лет. Вот что вам предстоит.

Это может быть управление горимущества, жилищный департамент, министерство строительства и т.д. Узнайте там конкретные условия участия для своего региона, и какие документы нужны для программы «Молодая семья» в 2020 году.

Шаг 2. Соберите документы

Точный перечень вам подскажут только по месту подачи. Обычно он включает:

  • заявление установленной формы;
  • паспорта и свидетельства о рождении членов семьи;
  • брачное свидетельство;
  • справка о постановке на жилищный учет или о признании нуждающимися в жилищных улучшениях;
  • справки о доходах или выписка с банковского счета о наличии сбережений;
  • копии СНИЛС.

Если ипотека уже оформлена, дополнительно нужно представить:

  • выписку из ЕГРН на купленное жилье;
  • копию кредитного, ипотечного договора, закладной;
  • справку из банка об остатке задолженности.

Шаг 3. Попадите в программу

Подайте документы в ответственный орган и дождитесь его решения. Если все в порядке и ваша семья соответствует требованиям — получите решение о включении вас в программу. Это значит, что вас поставят в очередь из таких же, как и вы на получение денег.

Шаг 4. Дождитесь финансирования

Объем финансирования программы определяется ежегодно. Регионы получают различный объем субвенций: кто-то больше, кто-то меньше, в зависимости от объема заявок.

Когда будет определена конкретная сумма на региональном уровне, субъект составит конкретный список счастливчиков, которые получат деньги в 2020 году.

Денег на всех не хватает, потому в этот список обычно попадает 10-20-50 семей. Остальные ждут следующих лет.

Если вы попали в список, администрация сообщит вам об этом и пригласит для оформления свидетельства.

Шаг 5. Получите свидетельство

Свидетельство — подтверждение того, что в бюджете заложены деньги на вашу квартиру. Подать заявление на его получение нужно в 15-дневный срок с момента получения сообщения от администрации. Вам могут потребоваться дополнительные документы, узнайте о них по месту подачи.

С момента выдачи свидетельство будет действительно в течение 7 месяцев (п. 5 Правил). Если за это время вы не найдете и не купите квартиру, свидетельство «сгорает».

Шаг 6. Откройте счет

Наименование банка значения не имеет. Главное, при открытии счета не забудьте предъявить свидетельство участника программы. Сделать это нужно в месячный срок — свидетельство, предъявленное по истечении месяца, банком не принимается (п. 35 Правил).Вместе со свидетельством представьте документы на жилье:

  • договор купли-продажи;
  • кредитный/ипотечный договор/ДДУ;
  • договор подряда;
  • выписка из ЕГРН;
  • справка об остатке долга.

В договорах рекомендуется указывать, что часть средств поступит за счет программы господдержки с указанием номера свидетельства.

Шаг 7. Получите оплату

Заявку на получение денег из бюджета будет делать банк. Он проверить представленные вами документы и подаст заявку в администрацию. Там снова все проверят, переведут деньги на счет, а затем и продавцу. Вам останется доплатить только часть!

Резюме

«Молодая семья» — пожалуй, одна из самых полезных жилищных программ в России. Но реальность такова, что очередь даже в небольших регионах составляет сотни и тысячи семей, в то время как ежегодно квартиры покупает лишь несколько десятков.

Даже если вы в верхней части очереди, вас легко могут «подвинуть» за счет льготников — например, многодетные имеют право на внеочередное участие в программе. За время ожидания одному из вас может стукнуть 36, и «плакали ваши денежки».

Так что лучший совет — не затягивайте, чем раньше вы станете в очередь, тем больше шансов получить субсидию. Удачи!

Нуждающиеся в жилье: признание и предоставление в 2022 году Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года

Как быть признанными нуждающимися в жилье

Главная » Финансы и имущество » Пособия и льготы

Нуждающиеся в жилье: признание и предоставление в 2022 году

Повальная приватизация и изменение социальной политики в 90-х годах прошлого века навсегда закрыли возможность получить гражданам бесплатное жилье.

В списке «счастливчиков» остались незащищенные слои населения, в том числе дети-сироты и, как ни странно, депутаты, приезжающие в столицу РФ и претендующие на квартиры.

Большинству граждан быть признанными нуждающимися в жилье не светит, им остается уповать только на ипотеку или наследство.

Все лица, которые имеют право на бесплатное жилое помещение на территории России, упомянуты в ст. 51 ЖК РФ. К ним относят военных, сирот, многодетных и депутатов. Остальные, даже дети, имеющие часть от родительской квартиры в качестве участника приватизации, навсегда лишились возможности получить от государства бесплатное жилье.

Признать гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий может только специальная комиссия, но даже ее заключение не всегда решающее. Все зависит от того, есть ли квартиры на балансе административного округа или нет.

По Жилищному кодексу право на получение бесплатных квадратных метров имеют:

  • те, у кого нет никакой недвижимости в собственности, им негде жить, у них нет близких родственников, имеющих жилье;
  • наниматели по условиям соцнайма — это самая большая группа людей, которая проживает на площади меньше нормативной. Иными словами – те, у кого на 1 члена семьи приходится менее 12 кв.м., включая не только комнаты, но и подсобные помещения. Если по бумагам площадь хотя бы на 0.5 м2 больше, то ратовать за новую квартиру бесполезно;
  • люди, проживающие в домах, не отвечающих санитарным нормам — ветхое, аварийное, с отсутствием минимума коммунальных удобств и пр.;
  • больные опасными заболеваниями, с тяжелыми формами физических и психических недугов, несущих угрозу для других членов семьи или создающие невыносимые условия совместного проживания.

Анализируя список, можно твердо сказать, что 95% населения РФ остаются «за бортом».

Любая молодая семья, здоровая и имеющая родителей с жильем, никогда не будет признана нуждающейся, и вынуждена будет либо жить на съемной квартире, либо впрягаться в долговую яму в виде ипотеки.

Хотя по логике вещей – именно государство в первую очередь должно быть заинтересовано в том, чтобы создавались ячейки общества, повышалась демографическая ситуация.

Несмотря на имеющееся законодательство есть ряд нюансов, обойти которые практически невозможно. Читая закон – вроде бы человек нуждающийся, применяя поправки – нет. Итак, существенные мелочи:

  • для каждого региона РФ есть свои нормы квадратных метров на человека. По ФЗ – это 12 м2 , на такой минимум должны опираться региональные власти как на базовый;
  • если гражданин не может купить квартиру даже при помощи различных государственных субсидирований, то ему могут предложить жилье из муниципального фонда и возможностью дальнейшей приватизации;
  • если площадь меньше установленного норматива, то власти проходят по каждому жильцу, вдруг среди них тот, у кого нет прописки или на стороне есть жилье;
  • когда человек проживает в условиях, которые включают в себя несколько критериев отбора (маленькое жилье, ветхое, аварийное и т.п.), то субсидия дается только по 1 пункту;
  • статус нуждающегося нужно подтверждать ежегодно, если вдруг у претендента в новом году стала больше зарплата или он получил в наследство жилье, то его снимают с очередников.
Читайте также:  Ипотека для ИП: дают ли и как взять в 2022 году

При выделении нового жилья, претендентов рассматривают не только с точки зрения нуждаемости, но и по возрасту, полу, приобретенным болезням, инвалидности. Так, мать и сын-подросток, а равно как мать и брат с сестрой (старше 9 лет) не могут проживать в одной комнате. Им положены разные помещения.

Своя комната должна быть и у пожилого человека, а две семьи с детьми, ранее проживающие в одной малогабаритной квартире, могут рассчитывать на отдельное жилье.

Нуждающиеся в жилье: признание и предоставление в 2022 году

Военные по п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» имеют особое положение. Так лица, которые имеют выслугу более 20 лет, либо от 10 и уволенные из рядов ВС по возрасту, сокращению или инвалидности, могут быть признаны нуждающимися в жилье и получить квартиру бесплатно.

Военнослужащим, которые отвечают нужным критериям, а также членам их семей, могут выдать квартиру на основании ст. 51 ЖК РФ.

Мало пожелать иметь квартиру, отвечающую санитарным нормам или имеющую нужное количество квадратных метров. Важно убедить в этом чиновников, пройти массу бюрократических препонов и встать на очередь по улучшению жилищных условий.

Кто имеет право на бесплатные метры по ст. 51 ЖК РФ:

  • малоимущий с доходом на одного члена семьи менее прожиточного минимума по региону;
  • человек, проживающий на площади менее 12 м2 на одного;
  • семья, у которой есть родной человек, имеющий опасное для общества заболевание (психическое, туберкулез в открытой форме и пр.), не дающее нормально сосуществовать всем рядом. Перечень их можно посмотреть в приказе Минздрава России от 30.11.2012 г. № 991н.

Важно первично встать на учет и обозначить себя нуждающимся и принадлежащим к определенной категории. Под них строится жилье, расписываются квартиры, но в очень ограниченном количестве.

Необходимо написать заявление в администрацию региона, бланк дается бесплатно в секретариате, в котором указывается, где заявитель постоянно проживает и прописан. Далее по данному адресу выезжает комиссия и проводит осмотр жилого помещения.

Если комиссия «дает добро», нужно собрать папку документов:

  • паспорта всех членов семей (на детей свидетельства);
  • справку о составе семьи;
  • брачное свидетельство или копию о разводе;
  • выписку из Росреестра, что за заявителем и членами его семьи не числится недвижимости;
  • копии счетов в банке (если есть);
  • справка 2-НДФЛ (о зарплате);
  • санпаспорт помещения, если оно признано негодным к проживанию.

Иногда требуют отчет о долгах по коммунальным платежам, выписки из истории болезни, декларацию из налоговой (если заявитель ИП). В каждом регионе могут затребовать свой набор документов исходя из ситуации заявителя.

После сбора документов, подшивки решения комиссии, обследующей жилье и заключения, что человек признан нуждающимся, выдается справка. В ней пишут категорию, критерии, под которые проходит заявитель и ему присваивается номер очереди.

Получить статус нуждающегося — не значит дождаться квартиры. Чаще просителю предлагают оформить льготную субсидию или иную форму выкупа нового жилья.

В любом случае заявитель ждет годами, десятилетиями, а если за это время у него жизненная ситуация улучшается, то его с очереди снимают.

Обеспечение малоимущих граждан жильем по договорам социального найма: причины отказа

Нуждающиеся в жилье: признание и предоставление в 2022 годуОдним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону. Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.

ВС РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).

Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.

Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма 

Одно из главных условий для получения жилья по договору социального найма – признание гражданина малоимущим.

Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ).

Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Ознакомиться с судебными решениями по спорам, связанным с предоставлением жилья по договорам социального найма, признанием граждан нуждающимися в жилых помещениях либо снятием с соответствующего учета, можно в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ).

А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п.

1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).

Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье. В Москве эта норма составляет 10 кв.

м на человека, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м, в Ярославле – 12 кв. м. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ).

При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях 

Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):

  • подача заявления о снятии с учета;
  • утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
  • выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
  • выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.

Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).

Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов.

Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л.

и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).

Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления.

Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ.

Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).

Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета 

Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание ВС РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи.

Читайте также:  Можно ли оформить дарственную на несовершеннолетнего ребенка

Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К.

никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К.

неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).

Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания.

Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т.

, причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).

Еще один случай, когда гражданин не может быть снят с учета, – при изменении муниципалитетом учетной нормы площади жилья уже после постановки граждан на учет. К такому выводу пришел суд, рассматривая иск гражданки Ш.

Изначально она была поставлена на учет как нуждающаяся в жилье в связи с тем, что обеспеченность членов ее семьи общей площадью жилого помещения была меньше учетной нормы, которая равнялась на тот момент 15 кв. м на человека. А площадь квартиры, в которой Ш. проживала с сыном и матерью, составляла 37,3 кв. м.

(то есть на каждого члена семьи приходилось менее 12,4 кв. м) Впоследствии администрация соответствующего городского округа снизила учетную норму до 10 кв. м общей площади на одного человека. Почти через полтора года после этого члены семьи Ш. были сняты с учета в связи с тем, что приходящаяся на каждого площадь жилья превышала учетную норму.

Граждане действительно не могут быть приняты на учет, если обеспечены жильем сверх учетной нормы. Но в рассматриваемом случае превышения учетной нормы на момент решения вопроса о признании Ш. и ее семьи нуждающимися в жилом помещении не было.

Рассматривая данное дело, суд подчеркнул, что со дня постановки на учет и до принятия решения о снятии с него улучшения жилищных условий семьи Ш. не произошло, а значит основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма не утрачены (по материалам судебной практики Свердловского областного суда).

Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст.

6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими.

ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

Улучшить жилье: кого нельзя исключить из списка нуждающихся — новости Право.ру

Роман и Елена Ивановы* жили с матерью в квартире площадью 47,5 кв. м. В ней брат и сестра были прописаны с детства, а в 2004 году получили по доле размером 1/3 в собственность. В 2009-м дочь вышла замуж за Дмитрия Горина*, у них родился ребенок. Собственного жилья у молодой семьи не было, они жили у тещи. А спустя время брату Роману досталась половина дома площадью 71,3 кв. м.

В 2012 году Гориных поставили на учет для улучшения жилищных условий как молодую семью. Чиновники исходили из нормы жилплощади, которую утвердил местный совет депутатов (12 кв. м. на 1 человека в квартире). Пятерым полагалось жилье площадью 60 кв м, а квартира была меньше.

Спустя год у Гориных родился второй ребенок, его тоже прописали в квартире тещи. А еще через год (в 2014-м) там решил зарегистрироваться глава семейства. Администрация района посчитала, что он это сделал намеренно для ухудшения жилищных условий.

Поэтому его решили не учитывать для получения льгот, а считать, что семья состоит из трех человек (мать и двое детей): «Муж административного истца исключен из состава семьи…

Постановлено считать состав семьи Гориной из трех человек (она и несовершеннолетние дети)».

семья была в списках, а потом ее исключили

А затем чиновники нашли, в чем еще Горины виноваты. В 2019 году их исключили из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Специальная комиссия при администрации Кингисеппского района Ленинградской области узнала, что брат Елены получил 1/2 доли в доме, и решила, что эту площадь тоже нужно учитывать.

А вместе с ней на каждого члена семьи Гориных приходилось больше учетной нормы для района. Значит, в перечень нуждающихся они не попадают.

Позиция трех судов

Но с этим Елена Горина не согласилась, она решила оспорить постановление администрации об исключении ее семьи из перечня нуждающихся. Для того, чтобы восстановиться в списках участников жилищных программ, она обратилась в суд.

Практика Верховный суд назвал критерии признания человека нуждающимся в жилье

Горина указала, что к брату они не переезжали. То, что он стал собственником части дома, никак не повлияло на ее семью, которая все так же ютилась в маленькой квартире. 

Администрация в суде уверяла, что Гориных вообще не нужно было включать в список нуждающихся. В 2012 году (когда семье дали добро на включение) специалисты не знали, что у ее родного брата есть другое имущество. Чиновники настаивали на том, что раз Горина проживает вместе с братом, то они являются членами одной семьи. 

Кингисеппский городской суд согласился с ответчиком и решил, что у администрации были все основания, чтобы исключить Горину и ее детей из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение «засилила» апелляция и кассация. Тогда женщина пожаловалась в Верховный суд (дело № 33-КАД20-3-К3)

Родственник, но не член семьи

Дело рассмотрела тройка судей под председательством Владимира Хаменкова. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса («Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях»), вычеркнуть из списков нуждающихся можно, если выяснится, что граждане предоставили недостоверные сведения, указал ВС. Но Горины ложных данных не сообщали.

При этом ВС обратил внимание на формулировку «члены семьи». К ним относятся супруги, дети и родители собственника жилого помещения.

Других родственников можно признать членами семьи, если владелец квартиры сам вселил их к себе – то есть Горина должна была позвать брата жить с ней. Но в спорной квартире брат с сестрой жили с самого детства.

Жилье принадлежало их матери, они получили там равные доли, она не вселяла брата в квартиру. 

Сам по себе факт родства сестры с братом не свидетельствует о том, что они являются членами одной семьи. Это не означает и то, что площадь принадлежащего брату дома нужно учитывать при определении обеспеченности Гориной и ее детей жильем, указал ВС.

ВС отметил, что Горину исключили из списка только потому, что у нее якобы было другое жилое помещение (доля в доме, которая принадлежала брату).

Следовательно, у нижестоящих инстанций не было оснований отказывать Гориной в иске.

Акты трех инстанций ВС отменил и принял по делу новое решение: административный иск Гориной он удовлетворил, признав незаконным решение об исключении семьи из списков нуждающихся в жилье. 

Проблема в формальном подходе

Органы исполнительной власти «намеренно стараются сократить свои расходы и уменьшить список очередников», говорит Юрий Нетреба, руководитель практики судебной защиты МКА Федеральный рейтинг.
.  Еще в 2012 году уполномоченный по правам человека в Москве в своем докладе описывал аналогичные случаи.

В пример он приводил ситуацию, когда мужчину и его дочь исключили из реестра, потому что у жены была дополнительная жилплощадь. Уполномоченный указал, что ее доход и имущественное положение не нужно учитывать, так как она не прописана с мужем и дочерью и не вставала на учет как нуждающаяся. Александра Воскресенская из КА Федеральный рейтинг.

группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Уголовное право 4место По количеству юристов 12место По выручке 17место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании
приводит в пример другое дело.

Там выяснилось, что расторжение брака фактически не повлияло на жилищные условия заявителя (дело № 33-35560/2020). 

Практика Равнозначное жилье: Верховный суд объяснил правила замены аварийных домов

По формальным признакам чиновники отказывают не только тем, кто нуждается в улучшении жилищных условий, но и другим льготникам, говорит Нетреба. Например, отказывают в признании граждан малоимущими или, как по делу № 33-33785/2020, не выдают удостоверение многодетной семьи.

Органы исполнительной власти решили, что муж с женой проживают в разных регионах, так как у них разная прописка – в Москве и Московской области.

Только через суд им удалось отстоять право на льготный статус многодетной семьи, который положен несмотря на регистрацию по разным адресам.

Кого признают нуждающимся в улучшении жилищных условий?

Перечень оснований, по которым граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, содержится в ст. 51 ЖК:  

  • площадь жилья, приходящаяся на каждого члена семьи, меньше учетной нормы;
  • жилье не отвечает установленным для жилых помещений требованиям;  
  • в одной квартире живет несколько семей и кто-то из ее членов страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно;  
  •  нет жилья.

Отнесение граждан к категории нуждающихся в улучшении жилищных условиях регулируется не только ЖК, но и региональным законодательством, отмечает Воскресенская. Согласно закону «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», жители могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, если они:

  • граждане России;
  • проживают в Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
  • не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
  • признаны малоимущими (ст. 7 закона).

Но попасть в реестр – это не вся проблема. По данным Общественной палаты, на 2020 год в стране было 2,5 млн семей, которые ждут в очередях на обеспечение жильем по разным программам. При этом среднее время ожидания в списке на улучшение жилищных условий составляет около 20 лет. Не исключено, что и Гориным придется очень долго ждать помощи от государства.

* имена и фамилии изменены редакцией

Кс разъяснил порядок обеспечения жильем недееспособных граждан

1 февраля Конституционный Суд вынес Постановление № 3-П по делу о проверке конституционности п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса и ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов в РФ.

Согласно первой норме, жилые помещения по договорам социального найма вне очереди предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами ряда хронических заболеваний.

Исходя из второй нормы, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Читайте также:  Налог на квартиру в ипотеке в 2018 году – льготы, обязательства и ответственность

Отказ в предоставлении инвалиду жилья повышенной площади для проживания с ней опекунов

Как следует из материалов дела, жительница Астрахани К. является инвалидом I группы по зрению с детства и нуждается в постоянном постороннем уходе. Кроме того, она страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В 2011 г. К. признана недееспособной, а в 2012 г. ее мать – гражданка Г. – назначена опекуном.

С 2012 г. Г., ее муж В. и дочь К. (семья из трех человек) состоят на учете в качестве нуждающихся в жилье, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. При этом К. также включена в список лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В августе 2013 г. суд удовлетворил иск прокурора, поданный в интересах семьи, обязав администрацию Астрахани предоставить ей вне очереди благоустроенное жилье по договору социального найма с учетом дополнительной жилой площади, предусмотренной для инвалидов.

Тем не менее апелляция отменила решение и вынесла новый судебный акт, согласно которому администрация обязана предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение только К. как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном п. 4 ч.

1 ст. 51 Жилищного кодекса перечне.

КС разъяснил право на получение жилого помещения семьями, имеющими ребенка-инвалидаКонституционный Суд отметил, что жилье предоставляется именно ребенку, но для проживания в нем с членом семьи

После принятия Конституционным Судом Постановления от 22 января 2018 г. № 4-П, которым был выявлен конституционно-правовой смысл п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса, Г.

обратилась в суд с иском к органу местного самоуправления о предоставлении дочери во внеочередном порядке жилья по договору социального найма с учетом дополнительной площади, необходимой для совместного проживания с ней родителей.

Тем не менее суды отказали в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что родители инвалида не обладают самостоятельным правом на получение жилого помещения по договору соцнайма вне очереди, а их право проживать с дочерью в жилье, которое будет ей предоставлено во исполнение ранее принятого судебного постановления, не оспаривается. В дальнейшем кассационные инстанции, включая Верховный Суд, отказались рассматривать кассационную жалобу заявительницы.

Конституционный Суд подчеркнул, что необходимо учитывать все обстоятельства

В жалобе в Конституционный Суд Г. указала на несоответствие п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса и ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов в РФ Основному Закону государства.

По ее мнению, спорные нормы лишают совершеннолетних граждан-инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание с ними в одной квартире, и нуждающихся в круглосуточном уходе и постоянной опеке, права на дополнительную жилую площадь в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 г., а также ущемляют права опекунов таких граждан.

Изучив материалы дела, Конституционный Суд отметил, что предметом рассмотрения будет п. 3 ч. 2 ст.

57 ЖК постольку, поскольку в системе действующего правового регулирования он определяет основания и условия предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в правительственном перечне соответствующих заболеваний (в том числе инвалиду, когда такое лицо признано недееспособным, имеет назначенного ему опекуна и нуждается в постоянном постороннем уходе).

Высшая судебная инстанция пояснила, что граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний и признанные судом недееспособными, тем более могут нуждаться в соответствующем уходе с постоянным присутствием опекуна, не считая случаев, когда они помещены под надзор в образовательные, медицинские или социальные организации. На это указывает и закрепление в ч. 4 ст. 16 Закона об опеке и попечительстве возможности опекуна безвозмездно пользоваться жилым помещением, принадлежащим подопечному, в соответствующем порядке при удаленности его места жительства от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств.

В связи с этим КС счел, что предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в расчете лишь на самого гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания из числа указанных в перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст.

51 этого Кодекса, когда он признан недееспособным и нуждается по состоянию здоровья в постоянном уходе, который осуществляет опекун, способно привести к нарушению ряда конституционных установлений и правовых позиций.

При этом Суд отметил, что сказанное, однако, не предрешает обязательного получения недееспособным совершеннолетним гражданином, страдающим заболеванием указанной категории, жилого помещения на таких условиях, когда и его опекуну было бы обеспечено право социального найма того же помещения при соблюдении нормы предоставления в отношении их обоих.

«Так, если сам опекун не принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то, по общему правилу, другое жилое помещение не может быть ему предоставлено на условиях социального найма даже для проживания вместе с подопечным. Более того, не исключено, что при определенных жилищных условиях опекуна подопечный, который является членом его семьи, может проживать и в его жилище.

Предоставление жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания и признанному недееспособным, в размере, превышающем соответствующую норму в расчете на одно лицо, возможно при неодинаковых условиях и с разными правовыми последствиями, с тем чтобы обеспечить проживание такого гражданина вместе с его опекуном», – отмечено в постановлении КС РФ.

В исключительных ситуациях, если предоставление жилья с превышением нормы предоставления не более чем в два раза, с тем чтобы опекун осуществлял постоянный уход за подопечным без вселения в жилое помещение или, напротив, в качестве члена семьи нанимателя, невозможно (в частности, в связи с отсутствием помещений подходящего размера) и если опекун недееспособного гражданина, страдающего тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, является членом его семьи (супругом или близким родственником), осуществляющим за подопечным постоянный уход, и принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, подопечному нельзя отказать в обеспечении жильем вне очереди на основании оспариваемой нормы только в силу того, что его опекун сам не относится к лицам, обеспечиваемым жильем по договору социального найма вне очереди. «Конституционно значимым целям отвечало бы предоставление жилого помещения по договору социального найма такому гражданину и опекуну, в том числе с учетом положений ст. 58 ЖК РФ. В этом случае, поскольку жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, также возможно превышение нормы предоставления на одного человека, но не более чем в два раза (ч. 2 данной статьи)», – подчеркнул Суд.

Таким образом, отметил КС, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, на основании которого гражданам, страдающим тяжелыми формами ряда хронических заболеваний, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, обязывает правоприменительные органы учитывать все заслуживающие внимания обстоятельства.

Это означает, что спорный пункт предполагает принятие решения о предоставлении вне очереди жилого помещения недееспособному гражданину-инвалиду, страдающему соответствующим хроническим заболеванием и нуждающемуся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе.

При этом должна учитываться площадь, которая была бы достаточна, чтобы обеспечить такому лицу, помимо отдельного проживания, возможность получать такой уход и должное содействие в удовлетворении особых его потребностей, когда требуется постоянное нахождение с ним в предоставляемом ему жилье опекуна или проживание с ним супруга или близкого родственника в качестве члена семьи нанимателя.

«Если же предоставление жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, на таких условиях невозможно, реализация им права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма возможна в рамках предоставления жилого помещения по договору социального найма ему и его принятому на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий опекуну – члену его семьи по смыслу семейного законодательства (супругу или близкому родственнику), осуществляющему за ним постоянный уход», – отмечено в постановлении Суда. Таким образом, КС РФ счел, что спорный пункт соответствует Конституции, и распорядился пересмотреть судебные акты по делу граждан Г. и К.

Эксперты оценили выводы КС

Адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина отметила, что жилищное законодательство с принятием ЖК РФ в 2005 г. значительно сократило количество категорий граждан, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий.

«Сейчас подлежат улучшению во внеочередном порядке жилищные условия исключительно граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, установленных законодательством.

При этом, согласно законодательству, подлежат улучшению жилищные условия только самого гражданина, имеющего хроническое заболевание, и исключается улучшение жилищных условий во внеочередном порядке членам его семьи, также состоящим на жилищном учете», – пояснила она.

По словам эксперта, на практике очень часто и остро встает вопрос о нарушении прав людей, имеющих заболевание, поскольку по факту улучшают жилищные условия исключительно им, и они вынуждены проживать без членов семьи.

«В настоящее время мы также представляем интересы лица, имеющего заболевание, позволяющее лицу вне очереди улучшить жилищные условия. Местные органы улучшают ему одному жилищные условия, хотя члены его семьи также состоят на жилищном учете. При этом нашего доверителя переселяют от членов его семьи на значительное расстояние.

Наша позиция сводится к тому, что доверителю в связи с заболеванием необходим посторонний уход», – рассказала Анна Минушкина.

По ее мнению, постановление КС РФ является логичным продолжением целей социальной политики, которая обязывает принимать меры по обеспечению благополучия граждан, их социальной защищенности.

«Исходя их указанного смысла, при улучшении жилищных условий гражданам, имеющим заболевание, предусмотренное перечнем, подлежат также улучшению и жилищные условия опекуну указанного лица, который также состоит на жилищном учете, а при наличии нескольких лиц, осуществляющих уход за недееспособным лицом, необходимо улучшать жилищные условия одновременно также и членам семьи», – резюмировала эксперт.

Партнер юридической фирмы Law & Commerce Offer Антон Алексеев полагает, что Конституционный Суд, как и в большинстве случаев при рассмотрении жалоб, касающихся социальной сферы, постарался найти баланс между интересами гражданина, имеющего право на социальную защиту со стороны государства, и интересами самого государства.

«С одной стороны, КС указал, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма с учетом обеспечения отдельного проживания в таком помещении как его самого, так и его опекуна для того, чтобы опекун мог надлежащим образом обеспечивать уход и должное содействие в удовлетворении особых потребностей подопечного. При этом Суд делает оговорку о том, что такая возможность может быть предоставлена тогда, когда опекун и подопечный состоят в близких родственных отношениях в соответствии с семейным законодательством. С другой стороны, он говорит, что площадь жилого помещения, предоставляемого во внеочередном порядке гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, не должна превышать норму предоставления более чем в два раза», – отметил эксперт.

Антон Алексеев полагает, что Конституционный Суд сделал важный вывод о том, что предоставление гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилого помещения для отдельного проживания без учета площади для проживания с ним опекуна, являющегося близким родственником и членом семьи, является нарушением прав самого подопечного и препятствует исполнению опекунами обязанностей, возложенных на них законом. «Однако Суд также указал, что внеочередное предоставление лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилого помещения с учетом площади, необходимой для проживания с ним членов его семьи (включая опекуна), должно осуществляться, исходя из обстоятельств конкретного дела и при наличии у публичного образования возможности предоставления жилого помещения соответствующей площади. Последнее обстоятельство на практике может лишить все выводы КС РФ правовой ценности при рассмотрении подобных споров в суде», – подчеркнул юрист.

Ссылка на основную публикацию