Изменения в законодательстве о наследстве, что регламентируют статьи закона

1 сентября 2018 года в ГК РФ были внесены изменения и дополнения, касающиеся дел о наследовании имущества. Новое в законодательстве о наследстве позволит изменить порядок и основные условия вступления в имущественные права родственников или близких людей умершего.

С помощью принятых поправок, значительно улучшится нормативно-правовая база, четко регламентируется каждый этап процедуры наследования.

В чем суть нового закона?

Изменения в законодательстве о наследстве, что регламентируют статьи законаЗаконопроект о наследстве регулирует процедуру, с помощью которой недвижимое имущество переходит от умершего гражданина к его родственникам или другим людям, которых упомянул в завещании наследодатель.

По новому законодательству наследник имеет право отказаться от имущества в пользу третьего лица, причем этим лицом может стать любой человек, даже не являющийся родственником или близким знакомым наследодателя. Эта норма закона отмечена в статье 1158 ГК РФ.

Раньше человек, отказавшийся от наследства, не мог решать, кому его передать и имущество распределялось между наследниками следующей очереди. Единственное требование к третьему лицу, ограничивающее его вступление в права наследования, заключается в следующем — ранее он не должен был лишаться имущественных прав завещателем из-за недостойности образа жизни или поведения.

Чтобы не переписывать завещание каждый раз как изменится состав собственности, нужно при его составлении использовать следующую фразу — «все имущество, которое будет мне принадлежать на момент смерти».

Завещатель может один и тот же предмет имущества, например, квартиру, оставить нескольким преемникам. Если в завещании не указывается доля каждого из них, имущество делится поровну на всех наследников.

Вступления в права наследования по новым правилам

С помощью нового законодательства процедура оформления наследства немного упростилась.

Человек может завещать любое имущество: жилье, землю, деньги, драгоценности, транспортные средства. Существуют два способа распределения наследства после смерти человека: по закону или по завещанию.

По закону

При отсутствии завещания, наследство по закону переходит к ближайшим родственникам покойного.

Очередность наследования такова:

Изменения в законодательстве о наследстве, что регламентируют статьи закона

  1. супруг, дети, родители, внуки;
  2. сестры, братья, бабушки и дедушки;
  3. тети, дяди, племянницы и племянники;
  4. прадедушки, прабабушки, правнуки;
  5. двоюродные сестры и братья, двоюродные племянники;
  6. двоюродные внуки, двоюродные дедушки и бабушки;
  7. отчим, мачеха, пасынки и падчерицы.

Наследство передается каждой последующей очереди, при условии, что предыдущие отсутствуют или отказались от своей доли.  Бывает, что наследник по закону умирает одновременно с наследодателем или раньше него, тогда его доля должна передаваться следующему по очереди родственнику.

Однако, так происходит далеко не всегда, поскольку юридическая практика подразумевает такое понятие, как право представления. Когда преемник умирает раньше наследодателя, приоритет перед наследниками следующей очереди получают его потомки.

Например, если преждевременно скончался сын наследодателя, преемником становится его потомок, то есть внук завещателя. Он имеет преимущество перед братьями и сестрами, бабушками и дедушками наследодателя.

На право представления могут претендовать лишь некоторые из родственников:

  • внуки;
  • племянники;
  • двоюродные братья и сестры.

При полном отсутствии родственников, близких или дальних, имущество отходит государству.

По завещанию

Изменения в законодательстве о наследстве, что регламентируют статьи закона

Есть такое юридическое понятие, как обязательная доля, которая при необходимости должна быть выплачена, на нее могут претендовать:

Кроме того, не стоит забывать и о супружеской доле, то есть супруг, переживший свою вторую половину, вправе на получение 50% совместно нажитого имущества, даже если он не упомянут в завещании. Оставшаяся часть распределяется между остальными наследниками по завещанию.

Наследственный фонд

В обновленном законодательстве появилось новое понятие, пришедшее в Россию из Европы — наследственный фонд. Завещатель может учредить юридическую организацию, которая будет управлять его имуществом, активами после того, как он умрет.

Наследодатель имеет право составить устав организации, назначить людей, ответственных за ведение дел, способ распределения прибыли. В завещании указывается список наследников, которые будут получать доход из этого фонда, а также суммы, полагающиеся им.

Ранее такая процедура была возможна только за рубежом и многие крупные предприниматели специально переводили свой бизнес и деньги за границу, чтобы воспользоваться этой возможностью. Кроме того, раньше официально вступить в права наследования можно было только через 6 месяцев после смерти завещателя, что сильно мешало работе крупных компаний, оставшихся на длительный срок без хозяина.

При регистрации наследственного фонда эти сроки меняются. В течение трех дней после смерти наследодателя, нотариус должен написать заявление в Министерство юстиции по поводу открытия наследственного фонда, предъявив для подтверждения своих полномочий — завещание клиента.

Изменения в законодательстве о наследстве, что регламентируют статьи закона

Таким образом, имущество после смерти владельца не разбазаривается, а собирается в фонде и распределяется так, как этого хотел наследодатель. Эта норма закона создана по большей части для богатых людей, имеющих крупный бизнес.

Однако и мелкие, индивидуальные предприниматели могут воспользоваться своим правом на создание наследственного фонда.

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам: Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!

Какие еще планируются изменения в законодательстве

Новое законодательство о наследстве предполагается еще доработать, добавить дополнительные пункты, например, такие, как:

Изменения в законодательстве о наследстве, что регламентируют статьи закона

  • введение единого тарифа на услуги нотариусов по оформлению наследства;
  • подготовка и выдача работниками нотариальных контор специального свидетельства о правах наследования, где будет указан не один, а сразу несколько преемников.

Постановление с изменениями и дополнениями должно выйти 1 июня 2019 года.

Принятие данного законопроекта даст возможность завещателям заключать наследственный или совместный договор.

Наследственный договор

В этом документе завещатель сможет оговорить особые условия, которые преемник обязан будет выполнять после получения наследства, например, ухаживать за домашними любимцами покойного, сохранять и приумножать его коллекцию и т. д.

Особенности наследственного договора:

Изменения в законодательстве о наследстве, что регламентируют статьи закона

  • может быть заключен как с физическим, так и с юридическим лицом;
  • наследодатель имеет право указать в завещании человека, который будет контролировать действия преемника. Если условие, поставленное покойным, не выполняется, наследник лишается завещанного ему имущества по суду;
  • наследственный договор, как и фонд, помогает преемнику вступить в права наследования сразу после смерти завещателя, а не через 6 месяцев, как в остальных случаях;
  • договор можно заключить даже с несовершеннолетним с согласия его родителей или опекунов;
  • если список имущества, передаваемого по наследству содержит недвижимость, договор должен быть заверен нотариально и официально зарегистрирован;
  • если у наследодателя на иждивении находятся престарелые родители, дети или инвалиды, за ними сохраняется право на обязательную долю при распределении наследства;
  • если при составлении наследственного договора были нарушены чьи-то права, их можно оспорить в судебном порядке как при жизни наследодателя, так и после его смерти.

Бывает, что гражданин составляет и завещание, и наследственный договор, тогда имущество распределяется по последнему документу, так как он в приоритете над завещанием.

[expert_bq id=2408]Если наследодатель вдруг передумает, он может впоследствии составить новое завещание, где отдельным пунктом будет оговорено, что наследственный договор, составленный ранее, отныне является недействительным.[/expert_bq]

Совместный договор

Совместный договор составляется супружеской парой. Он может включать не только общее имущество, но и ценные личные вещи каждого из супругов. В нем расписываются доли, передающиеся наследникам.

Документ должен быть заверен у нотариуса, причем во время его заключения допускается видеосъемка, дабы не допустить подделки и обмана.

Заключить совместный договор, могут только дееспособные и состоящие в законном союзе супруги. Если брак расторгается до того, как один из супругов умрет, завещание считается недействительным.

После смерти одного из наследодателей, изменить что-либо в договоре уже невозможно.

Все поправки в закон вводятся с целью упрощения процедуры получения наследства, уменьшения количества спорных ситуаций, приводящих к судебным разбирательствам. Важно, чтобы эти изменения и дополнения работали не только на бумаге, но и в реальной жизни.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 938-66-24, Санкт-Петербург +7 (812) 425-62-38, Регионы 8800-350-97-52

Новое в Законе о госрегистрации недвижимости: что нужно учесть собственникам и владельцам недвижимости?

Изменения в законодательстве о наследстве, что регламентируют статьи закона

28 июн 2021

30 апреля 2021 года вступила в силу первая часть масштабных изменений в Законе о государственной регистрации недвижимости (Закон № 218-ФЗ). Следующая часть изменений вступит в силу 28 октября этого года, а заключительные поправки – 1 января 2023 года. Давайте остановимся на наиболее значимых из уже действующих поправок. Закон 218-ФЗ, как и его предшественник – Закон № 122-ФЗ, по общему правилу, предусматривали госрегистрацию перехода права собственности только по совместному заявлению сторон договора — продавца и покупателя. В случае прекращения деятельности продавца-юридического лица до подачи документов в Росреестр единственным способом стать титульным и полноправным собственником для покупателя было только обращение в суд. На это еще в 2010 году указали высшие суды в лице ВС РФ и ВАС РФ.

Тем не менее, эти разъяснения высших судебных инстанций глобально проблему решить не могли, поскольку такое решение могло найтись только на законодательном уровне. К счастью, это и произошло – 30 апреля этого года вступила в силу ч. 9 ст.

Читайте также:  Расселение приватизированной квартиры при сносе дома, какую дадут квартиру взамен

15 Закона № 218-ФЗ, которая позволяет покупателям недвижимости самостоятельно обратиться в Росреестр с заявлением о госрегистрации права собственности, если продавец-юридическое лицо по тем или иным причинам к тому времени прекратил свое существование.

Покупателю просто нужно будет приложить выписку из ЕГРЮЛ, подтверждающую исключение продавца из данного реестра, и документ об оплате купленной им недвижимости. При этом, если покупатель не представит выписку из ЕГРЮЛ самостоятельно, то регистратор сам закажет ее в порядке межведомственного взаимодействия с ФНС.  

В случае, если отказ Росреестра в осуществлении государственной регистрации прав и (или) кадастрового учета был признан незаконным в суде, повторное обращение заявителя больше не потребуется. Теперь регистратор должен провести учетно-регистрационные действия на основании решения суда, предварительно уведомив заявителя об этом в течение 3 рабочих дней с момента поступления к нему соответствующего решения суда. Ранее заявитель, оспоривший отказ регистратора и получив на руки соответствующее судебное решение, должен был повторно обращаться в Росреестр. Этот срок составляет не более 3 рабочих дней со дня получения Росреестром документов, устраняющих причины приостановки. При этом в случае возобновления учетно-регистрационных действий регистратор должен провести эти действия в срок, оставшийся (неистекший) к дате приостановления.

То есть, если приостановление госрегистрации состоялось на 6 рабочий день (из 7 установленных законом), то в случае ее возобновления она должна быть осуществлена не позднее следующего за возобновлением рабочего дня. Ранее такого срока не было, что иногда позволяло регистраторам дожидаться окончания срока приостановки после получения необходимых документов от заявителей, что порождало неопределенность.  

теперь закон прямо указывает, что сроки осуществления регистрационных действий в таком случае начнут свое исчисление не с даты приема соответствующего заявления, а с момента получения органом регистрации сведений об уплате госпошлины в ГИС ГМП. При этом, если регистратор не обнаружит в ГИС ГМП информацию об уплате госпошлины по истечении 5 рабочих дней с даты подачи заявления, то представленные заявителем документы будут возращены без рассмотрения.   Закон № 218-ФЗ в новой редакции включает в себя новое основание для проведения учетно-регистрационных действий – решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы, вместе с такими исполнительными листами.

Кроме того, уточнены случаи, когда основаниями для совершения учетно-регистрационных действий являются межевой план, технический план, карта-план территории и акт обследования.  

— в случае возведения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и единого недвижимого комплекса – лица, использующие соответствующие земельные участка на условиях частного и публичного сервитута и на ином праве;  — при кадастровом учете (госрегистрации) в связи с прекращением существования соответствующих объектов — наследники лиц, которым принадлежали объекты недвижимости;  — при кадастровом учете таких земельных участков, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах — органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые законом возложена обязанность по образованию земельных участков (здесь перечислены не все случаи, подробнее см. ст. 15 Закона № 218-ФЗ в новой действующей редакции).   Теперь необязательно готовить отдельный бумажный экземпляр документа-основания (например, договора купли-продажи, дарения и пр.) для органа регистрации, достаточно подготовить их по одному для каждой сторон сделки. Такие документы будут переведены регистратором в электронную форму путем сканирования и возвращены участникам сделки со специальной отметкой о таком сканировании. То же самое касается и ситуаций, когда документами-основаниями выступают акт органов госвласти, местного самоуправления и судебные акты.     При этом осталось неизменным требование о соответствии машино-места минимально допустимым размерам.   Это сделано с целью упрощения погашения записей об аресте недвижимости должников.   Конкретизированы случаи, когда нотариальное удостоверение сделок с долями в праве общей долевой собственности является необязательным  

Во-первых, в ранее содержащемся перечне таких сделок понятие «земельная доля» заменено на «доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения».

Тем самым закреплена неоднократно высказанная ВС РФ правовая позиция о том, что сделки с долями в праве собственности на земли сельхозназначения не требуют нотариального удостоверения.

Во-вторых, данный перечень дополняется сделками по отчуждению долей в праве общей собственности, заключаемых в связи с изъятием недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.  

По общему правилу, госрегистрация изменений размера долей производится на основании заявления только тех участников, чьи доли изменяются. Однако, если доли изменены решением суда – госрегистрация производится по заявлению одного из сособственников на основании данного решения. Если же соглашение об изменении долей было нотариально удостоверено – по заявлению одного из сособственников или нотариуса.   Теперь в законе установлено, что при непредставлении технического плана на арендованную часть объекта недвижимости регистратор проводит регистрацию договора аренды в отношении этой части при условии наличия сведений в ЕГРН обо всех помещениях объекта недвижимости, а сама передаваемая в аренду часть имеет строительные конструкции.

В противном случае регистратор также произведет госрегистрацию аренды, НО! в отношении всего объекта недвижимости. Ранее при непредставлении технического плана для госрегистрации договора аренды части объекта недвижимости Росреестр приостанавливал регистрационные действия по данному основанию.  

1) теперь сведения из ЕГРН предоставляет подведомственное Росреестру бюджетное учреждение – Федеральная кадастровая палата. Кроме того, в полномочия ФКП входят: выездной прием заявлений о кадастровом учете и госрегистрации, выдача связанных с учетом (госрегистрацией) документов, а также выполнение функций оператора информационной системы ведения ЕГРН; 2) получать выписки из ЕГРН стало быстрее — ускорено взаимодействие МФЦ и Росреестра. Теперь МФЦ обязан направить запрос о предоставлении сведений из ЕГРН в Росреестр не позднее 1 рабочего дня с момента его приема. Аналогичный срок направления уже готовых сведений установлен и для Росреестра. Раньше данный срок составлял не более 2 рабочих дней;

  • 3) запрашивать сведения из ЕГРН в электронной форме обязаны не только страховые и кредитные организации, но и органы государственной власти и местного самоуправления.
  • 4) изменена дата актуальности сведений из ЕГРН – предоставленные по запросу сведения актуальны на дату подписания органом регистрации выписки из ЕГРН, а не ее выдачи данным органом или МФЦ как было ранее.
  • 5) бесплатно получать сведения из ЕГРН, включая информацию о содержании правоустанавливающих документов, иных принадлежащих или принадлежавших должнику правах на недвижимость и копии отдельных документов теперь может не только сам арбитражный управляющий, но и его представители по доверенности.

Реформа наследственного права: оценка и практические советы экспертов

19.03.2018 Изменения в законодательстве о наследстве, что регламентируют статьи закона

По традиции в марте юридический портал «Право.ru» проводит ежегодную конференцию, посвященную вопросам актуального развития наследственного права в России. Среди участников мероприятия — юристы, специализирующиеся на вопросах семейного и наследственного права, адвокаты, представители исследовательских компаний и научного сообщества. Федеральную нотариальную палату, выступившую в этом году информационным партнером конференции, представили член Правления ФНП Александра Игнатенко, член Комиссии ФНП по методической работе Илья Радченко и начальник юридического отдела ФНП Александр Сагин. Нотариусы Москвы, Московской области и других регионов России также приняли участие в дискуссиях, посвященных нюансам составления завещаний и особенностям наследования бизнеса.

С подробным сообщением об оформлении наследственных прав по завещаниям, предусматривающим создание наследственного фонда, выступила Александра Игнатенко. Александра Владимировна напомнила, что норма о введении в российскую юридическую практику нового правового института — наследственного фонда, вступит в силу уже 1 сентября 2018 года.

Такая законодательная инициатива обусловлена развитием современных экономических отношений, вовлеченностью в наследственный процесс все большего количества иностранных элементов и изменением состава наследственной массы.

 Ключевая задача наследственных фондов — помочь сохранению бизнеса и обеспечению работы предприятия в случае смерти владельца.

Учреждение наследственных фондов законодатель доверил нотариусу, который выступает ключевым правоприменителем в этой сфере. Оформление наследственных прав через нотариуса — это наиболее надежный и удобный способ принятия наследства в бесспорном порядке.

В рамках оформления завещания нотариус не просто фиксирует волю заявителя, но всегда задает уточняющие вопросы, стараясь помочь человеку распорядиться имуществом максимально грамотно, без рисков возникновения споров между наследниками.

А благодаря созданным нотариатом электронным реестрам наследственных дел и завещаний процедура поиска всей необходимой информации о наследстве и проверки факта составления завещания максимальна проста и не затратна по времени.

При этом ликвидируются риски реализации мошеннических схем с поддельными и уже недействительными завещаниями. 

«В свою очередь, создание наследственных фондов позволит решить многие спорные вопросы и станет стимулом для деофшоризации российского бизнеса», — отметила Александра Владимировна.

Тем не менее, на сегодняшний день еще остается нерешенным ряд вопросов в отношении обсуждаемой новеллы наследственного права, что может осложнить дальнейшую реализацию нормы на практике.

Прежде всего, по мнению экспертов, очевидна необходимость внесения изменений в Основы законодательства РФ о нотариате, которые бы четко регламентировали последовательность действий нотариуса в рамках учреждения наследственного фонда и назначения соответствующих органов управления. 

Не менее остро стоит вопрос об указании в законе порядка контроля действий доверительного управляющего. Представители юридического сообщества и бизнеса также согласились с необходимостью таких дополнений и выразили уверенность в том, что представители нотариата смогут реализовать правоприменение таких положений на практике. 

«Необходимо направить усилия на создание, упрочение правовых механизмов, обеспечивающих сохранность наследственной массы. Надо дать нотариусу инструменты, которые позволили бы ему по своей инициативе принимать меры к охране имущества. Хорошо бы прописать такую возможность в ГК», — заявила управляющий партнер адвокатской компании «Павлова и партнеры» Галина Павлова. 

Читайте также:  Ипотечное страхование РЕСО Гарантия: условия и стоимость

Начальник юридического отдела Федеральной нотариальной палаты Александр Сагин принял активное участие в обсуждении вопроса ответственности наследников по долгам наследодателя, в частности, о предоставлении сведений кредиторам.

Александр Александрович отметил, что кредитор вправе предъявить требования к наследственному имуществу и обратиться в суд по месту открытия наследства, а также напомнил, что нотариус не должен сообщать кредиторам сведения о наследниках.

«Нотариус не имеет права сообщать о совершённом нотариальном действии, в данном случае — о выдаче свидетельства о праве на наследство, лицам, не имеющим отношения к правоохранительным и государственным органам. До истечения шести месяцев нотариус достоверно не знает, кто будет являться наследником», — подчеркнул эксперт. 

В контексте обсуждения вопросов международной практики наследования крупных состояний и бизнеса выступил нотариус г. Москвы, член Комиссии ФНП по методической работе Илья Радченко. Он рассмотрел основные ситуации из практики российских нотариусов, когда наследование осуществляется с участием иностранного элемента.

В частности, эксперт подробно остановился на случаях, когда кто-либо из наследников является иностранцем или же проживает вне России; когда наследодатель не проживал в России, но имеет в ней имущество, права на которое должны быть оформлены в соответствии с российской юрисдикцией; когда имущество наследодателя — резидента России, находится за пределами России. 

Илья Владимирович подчеркнул, что в первой ситуации стоит обратить внимание на правильное оформление доверенности за границей, если наследник будет действовать через представителя. А во втором и третьем случаях основное значение имеет не наличие или отсутствие российского или иностранного гражданства/подданства, а непосредственно последнее место жительства наследодателя.

Также в рамках конференции слушатели получили экспертные советы по планированию наследства посредством завещания, предотвращению рейдерского захвата наследственной массы со стороны бизнес-партнеров и менеджеров компании, решению спорных вопросов при установлении факта банкротство наследодателя.

16 изменений в ГК РФ 2020-2022, о которых полезно знать юристам и руководителям

  • 15
  • 1 января
  • Вступят в силу изменения, уточняющие правила приобретения права на получение патента и исключительного права на результат интеллектуальной деятельности в рамках госконтракта.
  • Изменения направлены на установление единого правового регулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении государственного или муниципального контракта.

Нововведение основано на модели, согласно которой, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности гражданского назначения принадлежат исполнителю госконтракта, за исключением прямо предусмотренных законом случаев.

Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные безопасностью и обороной, принадлежат РФ. В ряде случаев права могут закрепляться прямо за исполнителем.

Предусматривается возможность включения в государственный или муниципальный контракт условия о том, что право на получение патента и исключительное право на результат интеллектуальной деятельности принадлежат совместно исполнителю и публичному субъекту (Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию). Определено, какие именно результаты интеллектуальной деятельности, связанные с обеспечением обороны и безопасности, относятся к охраняемым.

Законом устанавливается, что право на получение патента и исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный в рамках госконтракта за счет бюджетных средств, принадлежит соответственно РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию, от имени которых выступает госзаказчик, если:

  • результат интеллектуальной деятельности необходим для предоставления государственных или муниципальных услуг либо для осуществления государственных или муниципальных функций;
  • исполнитель в течение года с даты приемки государственного или муниципального контракта не обеспечил совершение действий по признанию за ним исключительного права на результат интеллектуальной деятельности;
  • результат интеллектуальной деятельности создан в рамках госконтракта, заключенного в целях реализации международных обязательств;
  • в иных установленных законом случаях.

Исполнитель, в случае принадлежности прав на результат интеллектуальной деятельности публичному субъекту, должен заключить со своими работниками или с третьими лицами соглашения и приобрести исключительное право или право использования для передачи соответствующему публичному субъекту. При этом исполнитель имеет право на возмещение средств, затраченных на такое приобретение, в пределах цены государственного или муниципального контракта.

В случае если право на результат интеллектуальной деятельности не принадлежит публичному субъекту, правообладатель по требованию госзаказчика обязан предоставить указанному им лицу безмозмездную простую неисключительную лицензию на использование такого результата интеллектуальной деятельности для госнужд.

Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 456-ФЗ «О внесении изменений в ч.ч. 2 и 4 ГК РФ и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) РФ».

Обзор изменений в УК и УПК в 2021 году

Завершается 2021 г., а это значит, что пришло время традиционного предновогоднего обзора изменений в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве, которые произошли в уходящем году.

Обзор изменений в УК и УПК в 2020 годуРабота законодателя была крайне активной, но поправки носили скорее «косметический» характер

Напомню, что при подготовке обзора за 2020 г. я желал себе и читателям сущностных изменений в законодательство: расширения подсудности суда присяжных, кардинального изменения формулировок ст. 210 УК РФ, увеличения порогового размера крупного и особо крупного размера по статьям о хищениях и взяточничестве.

К сожалению, ни одного из наших – адвокатских – пожеланий в уходящем 2021 г. не сбылось. Почему? Вопрос следует адресовать законодателю, который вновь сосредоточился на количестве, а не на качестве поправок. Изменений было много, они носили веерный характер, однако выделить что-то, что могло бы облегчить работу адвокатов или жизнь наших доверителей, довольно сложно.

Перейдем к наиболее существенным, на мой взгляд, изменениям и их оценке.

Уголовное законодательство

Ужесточено наказание по ст. 128.1 («Клевета») УК, введена ответственность за клевету в отношении неопределенного круга лиц (Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 538-ФЗ).

Законодатель подверг серьезной ревизии нормы о клевете.

Эти нормы традиционно являются одними из наиболее часто изменяемых в УК – статью то декриминализовали, то дополняли, а теперь вполне серьезно ужесточили наказание.

Представляется, что причиной является общий тренд власти на более строгое регулирование общественной активности в СМИ и интернете. В качестве такого регулятора традиционно используется уголовное законодательство.

Вряд ли такую законодательную политику можно признать оправданной, и либеральности в уголовный закон она точно не добавляет.

Совет Федерации одобрил закон об уточнении уголовной ответственности за клеветуМаксимальное наказание за распространение клеветнических сведений в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных, – два года лишения свободы

Часть 2 ст. 128.1 УК была дополнена признаком «совершенная публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть “Интернет”, либо в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных».

Данное нововведение было мотивировано тем, что ранее действовавшая редакция касалась только СМИ, оставляя остальным простор для свободы слова на всем интернет-пространстве.

Что касается клеветы в отношении неопределенного круга лиц, у меня есть сомнения в правильности применения подобной формулировки в диспозиции статьи, поскольку объектом преступного посягательства являются честь и достоинство, а также деловая репутация.

Каким образом можно оценить честь, достоинство и деловую репутацию неопределенного лица, непонятно. Тем более не ясно, как определить, что сказанное в таком случае будет являться клеветой.

Получается, что потерпевшим себя сможет назвать абсолютно любое лицо, посчитавшее, что высказанные кем-либо неконкретизированные суждения, по его мнению, относятся и к его личности.

Ответственность за клевету в данной части законодателем была ужесточена: введено наказание в виде лишения свободы до двух лет (в предыдущей редакции статьи наказание в виде лишения свободы не предусматривалось), в качестве основного наказания добавлены принудительные работы.

Российский законодатель, как правило, активен в вопросах ужесточения наказания за те или иные деяния. К сожалению, криминологические исследования, предшествующие внесению подобных законодательных изменений, при этом не проводятся. Рассматриваемая ситуация исключением из печального правила не стала.

Изменения, внесенные в ч. 5 указанной статьи Кодекса, также вызывают вопросы. Она предусматривает ответственность за клевету, соединенную с обвинением лица в совершении преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности либо тяжкого или особо тяжкого преступления. Наказание по ней составляет до пяти лет лишения свободы.

При этом за ряд преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы не предусмотрены столь суровые наказания. Например, по ч. 1 ст. 133 УК установлен максимальный срок лишения свободы до года, по ч.

1 ст. 134 – до четырех лет, по ч. 1 ст. 135 – до трех лет. Непонятно, почему законодатель посчитал ложные высказывания об этой категории преступлений более общественно опасными, чем совершение самих преступлений.

Изменена диспозиция ст. 213 («Хулиганство») (Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 543-ФЗ).

Законодатель кардинально изменил диспозицию ч. 1 ст. 213 УК. Теперь по п. «а» ч. 1 ст. 213 уголовно наказуемым считается не хулиганство с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, как было в ранее действовавшей редакции, а хулиганство с применением насилия к гражданам либо угрозой его применения.

В Уголовном кодексе появятся новые составы хулиганстваГосдума приняла закон о криминализации хулиганства, совершенного группой лиц без предварительного сговора, а также с применением насилия к гражданам и с угрозой его применения

Таким образом, законодатель, по сути, вернулся к прежней формулировке ст. 213, которую многие критиковали, называя «резиновой».

Фактически описание деяния было необоснованно и немотивированно расширено до настолько расплывчатых пределов, что по данной статье можно будет привлекать за что угодно, усмотрев в любых действиях лица угрозу применения насилия.

Учитывая сжатые сроки рассмотрения законопроекта в Госдуме, представляется, что нововведение не было в достаточной мере проработано.

Кроме того, при правоприменении наверняка возникнет острый практический вопрос конкуренции норм – ч. 1 ст. 213 со ст. 116 (побои, совершенные из хулиганских побуждений), п. «а» ч. 2 ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью из хулиганских побуждений), п.

Читайте также:  Кто является собственником, если квартира приватизирована на 2-3 человек?

«д» ч. 2 ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью из хулиганских побуждений) УК, объективная сторона которых «схожа до степени смешения». Почему законодатель о конкуренции норм, с которой наверняка столкнуться правоприменители, не подумал, непонятно.

Изменена диспозиция ст. 230 («Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов») (Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. № 25-ФЗ).

Пункт «д» ч. 2 ст. 230 УК дополнен квалифицирующим признаком «с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть “Интернет”)». Такие действия наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Принят закон о введении уголовной ответственности за пропаганду наркотиков в интернетеРанее за необходимость внесения таких изменений высказывался глава государства

Представляется, что правоприменители могут начать активно использовать данный квалифицирующий признак на основании собственных вольных и субъективных оценок.

Например, соответствующей уголовно-правовой ревизии могут быть подвергнуты художественные произведения, содержащие описание наркотических средств.

Вывод о том, что такие произведения потенциально «склоняют» к потреблению наркотиков, может в этом случае быть сделан на основании выводов лингвистических экспертиз, к качеству и объективности которых и ранее возникали вопросы по многим уголовным делам.

Особые опасения вызывает то, что для определения момента окончания преступления не требуется, чтобы какое-то лицо фактически потребило такие средства.

Кроме того, законодателем четко не определено, может ли быть в принципе склонение в отношении неопределенного круга лиц.

В связи с этим подобные законодательные изменения вызывают заведомый скепсис как в отношении целесообразности их принятия, так и с точки зрения последствий в виде субъективного применения правоохранителями.

Изменена диспозиция ст. 354.1 («Реабилитация нацизма») (Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 59-ФЗ).

В очередной раз громкая ситуация с уголовным преследованием оппозиционного политика, получившая общественный резонанс, стала, по мнению законодателя, веской причиной расширить и без того постоянно расширяющийся Уголовный кодекс. Какие-либо криминологические исследования реальной общественной опасности криминализируемых деяний, к сожалению, также не проводились.

Ответственность за публичное унижение чести и достоинства ветерана появится в УК и КоАПИзначально предполагалось, что усилится ответственность только за реабилитацию нацизма в интернете, но ко второму чтению законопроекты существенно изменились

Несмотря на то что в диспозиции ч. 1 ст. 354.1 УК уже присутствует формулировка, криминализующая распространение заведомо ложных сведений «о деятельности СССР в годы Второй мировой войны», последняя была дополнена уточняющим признаком «о ветеранах Великой Отечественной войны».

Существенной смысловой нагрузки данная статья не претерпела, зато обновилась очередным нагромождающим уточнением, в котором, на мой взгляд, нет необходимости.

Какой-либо логики в данном изменении тоже не усматривается, за исключением, пожалуй, желания законодателя продемонстрировать оперативную реакцию на обсуждаемую громкую ситуацию.

Аналогичное дополнение введено в ч.

3 статьи, где теперь наравне с иными перечисляемыми деяниями (распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России) числится «оскорбление памяти защитников Отечества либо унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны». Полагаю, это нововведение ясности и лаконичности уголовному закону не добавляет.

Кроме того, законодатель посчитал, что наказание по указанной статье не соответствует преступлению: вновь ужесточены санкции: штрафы выросли с 300 тыс. руб. до 3 млн руб., в ч.

3 добавились принудительные работы и лишение свободы до трех лет, а в нововведенной ч. 4 наказание составляет до пяти лет лишения свободы.

С сожалением приходится констатировать, что ужесточение наказания и излишние уточнения были в уходящем году чуть ли не единственно возможными приемами воздействия на уголовное законодательство.

Изменено примечание к ст. 285 с определением должностных лиц (Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. № 16-ФЗ).

Законодатель значительно расширил толкование термина «должностное лицо», включив туда внушительный перечень новых определений. По сути, теперь даже дочерние компании государственных организаций будут считаться государственными.

Существенное различие между государственными и коммерческими организациями заключается в том, что для уголовного преследования по определенным составам преступлений необходимо обращение потерпевшего, т.е.

в данном случае «головной» компании.

Такой подход обоснован невмешательством государства в экономическую деятельность и экономической самостоятельностью должностных лиц в решении определения ущерба для своей компании.

Теперь такая самостоятельность компаний с госучастием и их дочерних предприятий серьезно ограничена государством.

В связи с отнесением руководителей подобных организаций к должностным лицам, являющимся субъектом преступлений, предусмотренных ст.

285–293 УК, такого согласия не требуется, и теперь правоприменитель оказывается правомочен возбуждать в отношении них уголовные дела по собственному усмотрению.

Уголовно-процессуальное законодательство

Подавляющее большинство изменений в уголовно-процессуальном законодательстве носило характер технических и уточняющих.

Эти изменения касались регулирования издержек судопроизводства, вопросов подследственности, но не совершенствовали законодательство с точки зрения реализации и осуществления защиты.

Нормы, касающиеся предпринимательской деятельности, были более детально регламентированы, однако, по сути, значительного эффекта на практику вряд ли можно ожидать.

Заслуживающими наибольшего внимания (каждое, к сожалению, со знаком «минус») видятся два следующих изменения.

Статья 140 дополнена в части оснований возбуждения уголовного дела в отношении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств (Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 67-ФЗ).

В ст. 140 УПК РФ введена ч. 4, согласно которой сам факт пребывания лица в состоянии наркотического опьянения или обнаружения в теле человека наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в отсутствие достаточных данных, указывающих на факт их передачи в нарушение положений ФЗ, не может являться основанием для возбуждения уголовного дела.

Причина принятия данной нормы понятна. Она активно лоббировалась представителями МВД России, которые были недовольны большим количеством дел, которые заведомо не могли быть раскрыты, возбуждались с учетом наличия формального повода. Это негативно сказывалось на общей статистике раскрываемости преступлений.

Теперь уголовных дел, возбуждаемых по факту обнаружения в теле человека наркотических средств, будет меньше, а значит, искусственно вырастет раскрываемость преступлений.

На правах граждан данная поправка скажется, очевидно, негативным образом, поскольку повлечет еще меньшую вовлеченность правоохранителей в раскрытие реальных преступлений.

Изменены порядок и сроки кассационного обжалования (ст. 401.3.) (Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. № 15-ФЗ).

Ограничение сроков кассационного обжалованияАнализ и оценка законодательной инициативы Верховного Суда РФ по установлению двухмесячного срока для обжалования приговоров в «сплошной» кассации

Благодаря изменениям в ст. 401.3 УПК так называемая «сплошная кассация» теперь ограничена определенным и весьма скромным сроком. Отныне кассационные жалобы, подлежащие рассмотрению в порядке ст. 401.7 и 401.8 УПК, могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу приговора или иного итогового судебного решения.

Законодатель посчитал, что конституционное право на судебную защиту «даруется» гражданам только на время и не является неотъемлемым. Очевидно, что данные законодательные изменения существенно ограничили право кассационного обжалования и не принесли ни адвокатам, ни их доверителям ничего позитивного.

Представляется, что истинной целью изменений являлось сокращение объема работы судей, которые действительно серьезно загружены. Однако должно ли быть способом такой разгрузки ущемление прав граждан на доступ к правосудию? Полагаю, нет. К сожалению, у законодателя по этому поводу иное мнение.

При этом, по имеющейся у меня информации, в наступающем году право кассационного обжалования рискует подвергнуться еще большему ущемлению, и в случае принятия планируемых изменений рассмотрение многих судебных решений по уголовным делам может осуществляться судьей единолично (а не судебной коллегией, как в настоящее время), что, полагаю, противоречит самой сути процедуры кассационного обжалования.

Подводя итог работы законодателя по изменению уголовного и уголовно-процессуального законодательства в 2021 г., я бы оценил ее как «неудовлетворительно».

Несмотря на огромный объем работы (только таблица всех внесенных за год изменений с краткими формулировками в одной из справочных информационных систем занимает 50 листов), реформирование свелось к техническим поправкам, усложнению существовавших норм, ужесточению санкций и ограничению прав участников уголовного судопроизводства.

Остается надеяться, что следующий год будет менее грустным и порадует адвокатов и их доверителей долгожданной либерализацией законодательства. При этом не стоит забывать, что ключевой проблемой системы отправления правосудия по уголовным делам является как раз не законодательство, а правоприменение.

Это правоприменение – как минимум частично – зависит и от нас, адвокатов, а также присущих нам мудрости, неравнодушия, глубины погружения в уголовные дела, настойчивости, умения отстаивать интересы подзащитных без оглядки на собственные усталость и лень.

Реализации этих адвокатских качеств – а значит и побед, которые за этим обязательно последуют, желаю каждому из коллег в наступающем году!

Ссылка на основную публикацию