Как знакомить дошкольников

Как знакомить дошкольников

Вряд ли вы когда-нибудь видели ребенка, который при знакомстве с новыми людьми представляется как взрослый и пожимает другим руки. Дети знакомятся, присоединяясь к группе играющих детей. Некоторые дети не знают, как это делается, поэтому предпочитают играть одни. Другие предпринимают попытки вступить в игру, но делают это таким способом, что быстро начинают раздражать остальных детей. В этой статье вы найдете рекомендации, как помочь ребенку научиться знакомиться.

Правила этикета

Исследования показывают, что всех детей можно разбить на три группы по тому способу, который они используют, чтобы присоединиться к группе играющих сверстников. Первая группа детей следует т.н. пяти правилам этикета и легко входит в игру. Вторая группа не знает этих правил и не делает попыток присоединиться к игре. Наконец, третья группа нарушает правила этикета.

В таблице ниже описаны эти три способа.

Как знакомить дошкольников

Решение проблемы

Познакомьте вашего ребенка с пятью правилами этикета, которые приведены в левом столбце таблицы. Расскажите ему о том, как дети нарушают эти правила. Ваша задача научить ребенка применять правила этикета на практике.

План действий

  1. Найдите место (детскую площадку, школьный двор), где играют дети возраста как ваш ребенок или чуть младше. Более старших по возрасту детей выбирать не надо, т.к. они не будут относиться к вашему ребенку на равных.

  2. Пусть ваш сын или дочь сначала на небольшом расстоянии наблюдает за игрой, чтобы определить нравится ли ему игра, выяснить правила игры, кто выигрывает/проигрывает в игре. Наблюдая за игрой, ваш ребенок также покажет другим детям свою заинтересованность. Иногда ребятишки сами приглашают новичка присоединиться к игре.

  3. Следить за игрой следует молча. Допускается только высказывать комплименты играющим по поводу игры.
  4. Объясните ребенку, что надо дождаться паузы в игре, прежде чем попросить разрешения присоединиться. Подскажите ему заранее слова, с которыми можно обратиться к детям.
  5. Научите ребенка без обид принимать отказ.

    Отказ — не повод огорчаться, это повод искать другую компанию детей.

  6. Похвалите малыша вне зависимости от того, увенчались его попытки присоединиться к игре успехом или нет.

Почему ребенка не принимают в игру?

Как часто на детской площадке, или в парке, или во дворе можно увидеть такую картину: группа оживленно играющих детей — кто-то руководит игрой, указывая, что кому делать; кто-то сам вносит в сюжет игры новый поворот; кто-то ждет распоряжений «игрового лидера» — организатора и покорно их выполняет; кто-то просто подает нужную игрушку и с готовностью бросается отыскивать недостающий кубик (кастрюльку, пистолет)… А один ребенок стоит невдалеке, так, чтобы было видно и слышно играющих, но в то же время чтобы не привлекать их внимания. Он и не привлекает. См. →

Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками?

Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе.

Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками.

В таком случае необходимо немедленно принимать меры — лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контроля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью и к школьному психологу. См. →

Как сделать ребенка популярным

Многие родители, когда их дети жалуются на социальное отвержение, говорят, что быть популярным вовсе не так уж и важно. Но если бы они на секунду задумались и вспомнили собственное детство, то поняли бы, насколько глубоко заблуждаются. Популярным быть необходимо, и, возможно, это одна из самых важных высот, которых способны достичь дети. См. →

Как знакомить дошкольников

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/kak-nauchit-rebenka-zavodit-znakomstva

Как знакомить ребёнка с миром искусства?

Как знакомить дошкольников

Первыми серьёзными экспозициями должны стать для него выставки кукол, нарядов, детского творчества и народных промыслов. Их тематика и сами экспонаты наиболее просты для восприятия малыша.

При посещении не пользуйтесь услугами экскурсовода, потому что его объяснения рассчитаны на более взрослую аудиторию и вряд ли смогут его заинтересовать. Постарайтесь просто и понятно объяснить всё, что необходимо, сами, отвечая на вопросы ребёнка. И как только вы почувствуете отсутствие внимания, не раздумывая покиньте зал, чтобы посещение выставки не оставило неприятных воспоминаний.

Иногда экспозиции будут увлекать ребёнка, а иногда разочаровывать. Но пусть это вас не волнует: настоящий ценитель прекрасного тоже имеет свой вкус, своё мнение и своё право на выбор.

Любовь к театру тоже возникает не на пустом месте. Начните ходить с ребёнком на детские спектакли уже с 3-4 лет. Это могут быть и кукольные и обычные представления.

Но тематика их должна быть обязательно детской! Возьмите себе за правило всегда сопровождать ребёнка на спектакли и не бойтесь шёпотом объяснять ему непонятные моменты.

Он обязательно должен хорошо понимать всё, что происходит на сцене, иначе с каждым разом в нём будет накапливаться раздражение, вызванное непониманием. А это приведёт к обратному результату.

Но уже с 8-9 лет вы смело можете такого подготовленного ребёнка брать с собой на взрослые спектакли, если их содержание не требует особого подхода.

Приходите в театр за 30-40 минут до начала, чтобы прогуляться по фойе, посмотреть и обсудить с ребёнком фотографии и творчество актёров, окунуться в атмосферу театрального действа.

По дороге домой обязательно спросите у ребёнка, понравилась ли ему пьеса, какие моменты были для него особенно интересны и как он оценивает игру актёров. Сохраняйте некоторое время все театральные программки и рассматривайте их вместе с детьми, вспоминая содержание.

Приобщать малыша к музыкальному искусству можно практически с пелёнок! В периоды бодрствования включайте приятную негромкую музыку на 15-20 минут.

Когда малыш подрастёт, спокойную музыку для прослушивания можно чередовать с подвижной и танцевальной музыкой. А вот посещение концертов лучше отложить до трёхлетнего возраста. Начинать следует с детских конкурсов и концертов с участием детей.

Это наиболее близкая для понимания малышом форма музыкального искусства.

Однако уже с 9 лет ребёнка можно водить на обычные концерты, где не используется большое количество электроаппаратуры и продолжительность нахождения в зале не должна превышать 30 минут чистого времени. Такой график вам придётся соблюдать до 14 лет, чтобы после концерта он не чувствовал переутомления и сильного возбуждения.

Если во время таких концертов у вашего ребёнка будет возможность подвигаться или просто потанцевать, не запрещайте ему это. Такая разрядка только добавит приятных впечатлений от концерта и снимет напряжение детского организма.

Но не забывайте об основной задаче таких концертов и заранее поинтересуйтесь, музыка каких композиторов будет звучать в программе концерта, кто является её исполнителем. Предложите ребёнку найти интересные факты из жизни этих музыкантов.

Обсуждайте эту информацию перед концертом, и обязательно делитесь впечатлениями после него. Такие беседы помогают детям осознать значение музыки в жизни любого человека.

Мурадасилова Светлана Александровна

Источник: https://www.rastut-goda.ru/preschool-child/4133-kak-znakomit-rebyonka-s-mirom-iskusstva.html

Консультация на тему: Как знакомить дошкольника буквами | Социальная сеть работников образования

  • Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления часто болеющих и аллергичных  детей №25 «Гнёздышко» города Новочебоксарска Чувашской Республики
  • КОНСУЛЬТАЦИЯ
  • «Как знакомить дошкольника с буквами»
  •                                                               Подготовила и провела:
  •                                                            воспитатель МБДОУ
  •                                                                              «Детский сад №25 «Гнёздышко»
  •                                                                            Миронычева Вера Валентиновна
  • г. Новочебоксарск
  • октябрь 2014 г
  • КАК ЗНАКОМИТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ С БУКВАМИ.

На протяжении многих лет педагогов и родителей волнует вопрос: учить или не учить дошкольников грамоте? Уже в 2 с половиной — 3года дети начинают проявлять интерес к буквам. «Это какая буква? Что здесь написано?» — такие вопросы слышали все родители маленьких почемучек. Как же оставить такие вопросы без ответа? А можно ли использовать познавательный интерес малышей и начать раннее обучение грамоте? Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к 4 годам. Именно период с 4 до 5 лет считается периодом «языковой одаренности», когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи.

Реалии современной жизни таковы, что дошкольников не только можно, но и нужно учить грамоте. Только делать это следует правильно.

Во-первых, важно правильно подготовить детей к этому процессу. Подготовка детей к обучению грамоте проходит такие основные  этапы:

1. Развитие зрительного и слухового внимания, мышления, памяти, устной речи, пальцевой моторики.  Для развития зрительного внимания и пальцевой моторики хорошо подходят такие задания:

— складывание из палочек или спичек по образцу и описанию несложные фигуры (стул, кровать, дерево, елочка, лесенка и т.д.);

—складывание из геометрических фигур разных предметов (домик, грузовик, кот, собака, мишка, снеговик и т.д.);

—складывание предметных картинок из разрезных частей, кубиков с сюжетными картинками, игр-пазлов, мозаик и т.д.;

2.Развитие фонематических процессов восприятия, представлений, анализа и синтеза. Работа проводится последовательно-параллельно над всеми фонематическими процессами.

Конечно, эту работу надо начинать с развития слухового внимания, то есть с упражнений в различении неречевых звуков (стук молотка и звон ложки в стакане, шуршание сминаемой бумаги от шума пересыпаемой из стакана крупы, погремушку от бубна и т.д.

) Постепенно переходя на развитие фонематического восприятия, то есть умения различать слов близких по звуковому составу; выделять заданный звук в потоке звуков; определять наличие или отсутствие заданного звука в составе слова и т. д.

Конечно всему этому детей нужно учить, чем мы вместе с вами и занимаемся.

Параллельно развиваем навык фонематического анализа. Эта работа проходит в такой последовательности:

  • упражняем детей в определении гласных звуков, стоящих в начале слова под ударением;
  • упражняем в выделении согласных звуков, стоящих в конце слова;
  • упражняем в выделении гласного звука, стоящего в середине слова;
  • упражняем в выделении согласного звука в начале слова;
  • упражняем в определении места заданного звука в составе слова;
  • упражняем в определении количества гласных и согласных звуков в составе слова;
  • упражняем в определении количества и последовательности звуков в слове.

Также параллельно развиваем навыки   фонематического синтеза. Для этого используются:

  • упражнения в составлении слогов из последовательно названных гласных звуков;
  • упражнения в составлении слогов из изолированно названных гласного и согласного звуков;
  • упражнения в составлении односложных слов из изолированно названных: согласного, гласного, согласного звуков;
  • упражнения в составлении двусложных слов из изолированно названных согласного, гласного, согласного, гласного звуков.

Для развития фонематических представлений используются:

  • упражнения в подборе слов определенной тематики на заданный звук;
  • упражнения в подборе слов на любой заданный звук в начальной позиции;
  • упражнения в подборе слов на заданный звук в конце слова.

Во-вторых, обучение необходимо проводить только в игровой форме, так как именно игра является основным видом деятельности дошкольников, именно игра наиболее доступна и понятна детям.

В-третьих, обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка заниматься, выражать свое неудовольствие. Будьте терпеливы! Старайтесь заинтересовать ребенка!

В-четвертых, при обучении знакомим только с теми буквами, какие звуки правильно произносит ребенок. Разные звуки осваиваются в разные сроки. Есть «трудные» для детей звуки. Ни в коем случае не знакомим  со свистящими, шипящими и сонорными, если ребенок их ещё неправильно произносит.

Когда наши дети так хорошо ориентируются в звуковой стороне речи, можно начинать знакомить их с буквами.

Начнем с гласных букв, и прежде всего с буквы а. Предложите разобрать ребенку несколько слов: кран, лампа, марка. Все эти слова выложены перед ребенком на столе в виде разноцветных фишек. Попросите малыша найти в них одинаковые гласные звуки.

Ребенок определяет, что это звук а. Тогда вы показываете приготовленную заранее букву а и, рассмотрев ее, просите ребенка заменить во всех словах звук а на букву а.

 Дальше ваш малыш при звуковом анализе слов ставит всегда букву а вместо соответствующей фишки.

Следующая буква, с которой мы предлагаем знакомить ребенка, — я.

Почему такая странная последовательность? Ведь мы привыкли к тому, что ребенку показывают гласные буквы а, у, а затем сразу несколько согласных и он начинает читать: мама, папа, Шура, Мура. И читает эти слоги и слова ребенок довольно легко.

Но вот ему показывают букву и или я — и так хорошо усвоенный навык чтения вдруг разваливается! Ребенок не может прочесть слогов с этими буквами, он как бы заново начинает учиться читать. Почему?

Потому что, читая слоги с буквами и, я, ю, е, ё, ребенок впервые начинает читать слоги с мягкими согласными, и оказывается, что их нужно читать совсем по-другому. Когда перед ребенком стоял слог, вы учили его: «Произноси м-м, потом переводи глазки на следующую букву а и говори дальше а-а. Получается мм-аа—ма».

 Но вот нужно прочесть слог с буквой и. Попробуйте произносить м, а затем перейти к и. У вас получится мьи, а не ми. Оказывается, для того чтобы знать, как прочесть согласную в слоге, надо видеть, какая за ней стоит гласная, и в зависимости от этого приготовиться к чтению согласной.

Это очень сложно, если ребенок должен сам до этого додуматься. Но ведь можно с самого начала учить его так, чтобы затем не возникло никаких осложнений. Научить его чтению тогда, когда он еще не читает, а продолжает заниматься уже хорошо знакомым ему делом — звуковым анализом слов. Вы предлагаете ребенку разобрать слово Надя.

 Это для него уже легкое занятие, и он быстро выкладывает: Нада. Да, на конце он ставит тоже букву а, потому что обозначает ею звук а — последний звук в слове Надя.

 И тут вы сообщаете малышу первое в его жизни правило русского языка: после мягкого согласного звук а обозначает буквой я: «Букву а после мягкого согласного ставить нельзя, слышишь ты звук а, а букву пишешь я» — и вы показываете букву я.

Конечно, ребенок не сразу это правило усвоит, он будет иногда ошибаться, забывая, где и когда какая из букв пишется. Не сердитесь и не огорчайтесь — это действительно не так-то легко запомнить.

Терпеливо давайте ребенку выкладывать слова, в которых есть буква я после согласного, повторяйте с ним каждый раз это правило, спрашивайте: «А почему ты поставил букву я? Я слышу здесь звук а». Скоро подобные ошибки исчезнут, а важнейшее правило об обозначении мягкости согласных в русском языке будет навсегда усвоено ребенком.

Точно так же познакомьте ребенка и с остальными парами: о—ё, у—ю, ы—и, э—е. Правда, обратите внимание на то, что буква иобозначает звук и, но тоже всегда пишется после мягкого согласного.

Вот теперь можно начинать читать. Теперь наш малыш хорошо знает, что буквы я, е, ё, ю — это как бы сигналы того, что предшествующую им согласную нужно прочитать мягко.

Правда, до сих пор он имел дело с цветными фишками, которые сами напоминали о качестве согласного звука — твердый он или мягкий. А когда мы заменим фишку буквой…

Достаточно ли хорошо усвоил ребенок те знания, которые мы постарались ему дать?

Чтобы убедиться в том, что можно переходить к чтению, давайте снова поиграем. Достаньте наши старые белые фишки, а цветные уберите. Мы усложним игру, уберем те фишки, которые своим цветом подсказывают ребенку, с каким звуком он имеет дело.

Пусть он в этой игре-загадке ориентируется только на буквы.Предложите малышу сложить из белых фишек и гласных букв слово лук. Это, конечно, очень легко для него. А теперь, говорите вы, убери букву у, поставь вместо нее букву ю и угадай, какое получилось слово.

Ребенок должен воссоздать слово, пока ему неизвестное. Ему известно все: первый звук, буква ю в середине слова и последний звук. Он должен фактически прочитать новое слово. Да, прочитать, хотя букв нет, стоят белые фишки.

Но малыщ, поставив вместо буквы у букву ю, должен, помня усвоенные ранее правила, произнести первый звук в новом слове мягко — л' — и получить новое слово — люк.

Мы с вами разбираем подробно механизм этого процесса, механизм чтения — малыш же просто радостно отгадывает: люк. Ему и невдомек, что в этот самый момент он научился читать. Дайте ему несколько таких загадок: лук—люк—лак, бак—бок—бык, нос—нёс; их легко придумывать самим.

Эти упражнения ценны тем, что, «отгадывая» предложенные загадки, ребенок учится ориентироваться на гласную букву, а в этом залог легкого перехода к чтению.Как только вы убедитесь, что «загадки» отгадываются легко, покажите ребенку первую согласную букву м и предложите сложить слово мама, а потом прочитать его.

Можно приготовить специальное пособие, которое очень облегчит обучение слоговому чтению.

Возьмите листок плотной бумаги, сделайте в нем две пары прорезей так, чтобы в них можно было бы протягивать полоски с написанными на них буквами. В первую пару прорезей вставьте полоску с согласными буквами — м, н, р, л. Во вторую — полоску, на которой написаны все гласные буквы в той последовательности, в какой вы знакомили с ними ребека, т. е. попарно: а—я, о—ё, у—ю, ы—и, э—е.

Установив в «окошечке» букву м, начинайте протягивать вторую полоску так, чтобы последовательно образовались слоги ма, мя, мо, мё и т. д. Делайте все это вместе с ребенком, предложите ему читать слоги.

Поскольку согласная не меняется, а гласная каждый раз появляется новая, ребенок смотрит все время на гласную (а мы помним, что при чтении необходимо ориентироваться именно на нее!). Иногда малыш настолько увлекается этим чередованием гласных, что начинает читать так:а—ма, я—ма, о—мо и т. д.

Это очень хорошо, не поправляйте его! Но если ребенок начинает называть согласную: м, а—ма, этого постарайтесь избежать, отучайте малыша от такого последовательного называния букв, оно тормозит овладение чтением.

Вот мы и научили читать ребенка. Овладев чтением слогов в «окошечках», ребенок перейдет к чтению самых простых текстов — «Азбуки», а затем и первых книжек.

В какой последовательности давать ребенку согласные буквы? Это не имеет принципиального значения.

Если вы начнете с ним читать «Азбуку», знакомьте с согласными в той последовательности, какая предлагается в этой книге.

Не нужно долго задерживаться на чтении с «окошками», прочтите так слоги только с четырьмя указанными согласными, иначе у ребенка надолго сохранится «рубленое» слоговое чтение.

Как видите, в ранее перечисленных советах по обучению малыша грамоте само обучение чтению занимает совсем немного места. Это не случайно.

Если вы правильно введете своего ребенка в новый для него мир — мир языковой действительности, незаметно откроете для него законы русского языка и сделаете все это в увлекательной форме, то он начнет читать легко и безболезненно.

И он полюбит этот новый, интересный мир, полюбит родной язык.Но не забывайте, что ваш ребенок — еще ребенок, не требуйте от него больше, чем он может сделать.

Очень часто родители думают, что, научившись читать, ребенок освободит их от обязанности читать ему книжки, будет читать сам. Это будет очень не скоро! На первых порах, когда ваш малыш только овладевает техникой чтения, он еще не может сам для себя читать книги — ему это неинтересно.

Но хотя он не хочет читать для себя, ему хочется почитать вам, показать вам, как он умеет читать. И вот это стремление ребенка показать свое умение нужно всячески поддерживать. Послушайте, как он читает, похвалите за успехи.Такое доброе и благожелательное отношение взрослых будет способствовать тому, что чтение станет постепенно одним из самых любимых занятий вашего ребенка.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/02/23/kak-znakomit-doshkolnika-bukvami

❶ Как знакомить дошкольников

Инструкция

Знакомство с профессиями следует начинать с наиболее наглядных видов деятельности. Сложно, к примеру, объяснить младшему дошкольнику, чем занимается страховой агент или банковский служащий. А вот профессии, связанные с непосредственным производством различных материальных ценностей, воспринимаются малышом достаточно легко.

Начать знакомство с профессиями можно еще на доречевом этапе развития ребенка.

Рассматривая вместе с малышом картинки в книге или специально изготовленные карточки, следует сопровождать их простыми краткими комментариями: «Это повар. Он готовит обед».

Так ребенок запомнит слова, обозначающие названия профессий, а также научится распознавать их представителей по внешнему виду: врач носит белый халат, а рабочий – комбинезон и каску и т.п.

Во время прогулок, поездок, походов в магазин и посещения различных учреждений следует обращать внимание ребенка на представителей различных профессий, которые встречаются в повседневной жизни.

Это и продавец магазина, и водитель автобуса, и врач в поликлинике, к которому он пришел на прием, и строители, которые возводят здание на соседней улице.

Расскажите ребенку, что именно делает встреченный представитель профессии в данный момент, предположите, чем он займется потом.

Полученный во время наблюдений опыт можно и нужно применять в играх. Вместе с малышом поиграйте «в магазин», «в больницу», пусть он побудет поваром, строителем, водителем.

Сначала предлагайте малышу готовые игровые ситуации, подсказывайте, какие действия необходимо совершать, выполняя роль представителя той или иной профессии. Так, врач измеряет температуру и давление, ставит уколы, проверяет состояние легких пациента.

Будет неплохо, если родители приобретут для ребенка специальные наборы для подобных игр (чемоданчик с врачебными принадлежностями, детскую посуду, наборы игрушечных продуктов и пр.).

Как правило, ребенок быстро запоминает названия профессий, с представителями которых он сталкивается каждый день. А вот объяснить, кем работает мама или папа, может не всегда, особенно если профессиональная деятельность родителей выходит за рамки его опыта.

Устройте малышу экскурсию на свое рабочее место, если такая возможность есть. Конечно, делать это имеет смысл, когда ребенок достиг старшего дошкольного возраста.

Покажите, чем вы занимаетесь во время работы, расскажите, почему ваша деятельность нужна и полезна – пусть сын или дочка гордится вами!

Если есть возможность, попросите других родственников или хороших знакомых устроить экскурсию для малыша. Конечно, визит в офис вряд ли вдохновит маленького человека, а вот посещение настоящего промышленного предприятия, типографии, пекарни и т.п. наверняка произведет впечатление.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-20364-kak-znakomit-doshkolnikov

Методические рекомендации для родителей на тему "Как знакомить детей с буквами" (старшая группа)

  • Методические рекомендации для родителей старшей группы
  • на тему:
  • «Как знакомить детей с буквами».
  • Основная задача консультации – помочь ребенку в изучении букв.

Характеристика и образ буквы соответствуют самому значку, а не словам, которые на эту букву начинаются.

Для маленького ребенка недостаточно сказать «А – автобус». У ребенка среднего дошкольного возраста еще не сформировались ассоциации, которые есть у взрослых. Мир детей – это особый мир, со своими представлениями, поэтому знакомить ребенка с буквами надо с помощью доступных ему понятий. От обычных слов и знакомых образов надо плавно переходить к изучению букв.

Занимаясь с ребенком, представляйте каждую букву, как нового друга.

Вырежьте из разрезной азбуки красочные буквы, наклейте их на плотный картон. Можете приобрести магнитную азбуку и прикреплять буквы к металлической поверхности, например к холодильнику. Очень хорошие буквы из прессованного картона, собранные в ячейках в алфавит.

Их можно вынуть из своего «домика», потрогать, поиграть. Есть мягкий конструктор с буквами, который можно намочить и играть в ванной. Буквы должны стать реальными. Основное занятие ребенка дошкольного возраста – игра. Изучая буквы, дети играют с ними.

Буквы «оживают» и становятся такими же любимыми, как мишки и куклы. Значит, у них должны быть имена или названия, как у всех окружающих предметов. Буква «Ж» очень похожа на жука, она тоже умеет жужжать.

Букву «Т» можно взять в руки и постучать как молотком, потому что буква «Т» похожа на молоток. У буквы «У» такие же рожки, как у улитки.

Ежедневно показывайте ребенку новые буквы. Читайте звук, а не название буквы: «Посмотри, это буква «М» (а не «эМ»), это буква «Н» (а не «эН»)». Обращайте внимание ребенка на элементы буквы, например: «Р» состоит из палочки и дуги. Попросите провести пальчиком по элементам буквы.

После того как обвели букву, спросите ребенка, на что она похожа. (В – очки, Г – кочерга, Д – дом, О – обруч, П – ворота в парк и т.д.) При таком подходе дети никогда не перепутают даже внешне похожие по написанию буквы, потому что у каждой свой неподражаемый облик.

Ребенок запоминает именно образ буквы и быстро связывает этот смысловой образ со знаком.

Первые правила, обязательные для успешного обучения чтению:

— Играйте! Игра — естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.

— Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.

— Скорее важна не длительность занятий, а их частота. Будьте последовательными в обучении чтению.

— Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими — ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.

— Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.

— Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра и все, что вам подскажет ваша фантазия).

— Нежелание ребенка заниматься — знак того, что взрослый превысил возможности ребенка. Остановитесь и подумайте, что сделано не так?

— Ребенок — это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!

— Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.- Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.

  1. — Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!
  2. Тренировка удержания порядка следования букв:
  3. Ребенку предлагается выкладывать узор из мозаики по образцу, но не по элементам, как обычно, а начиная с левого верхнего угла двигаться слева направо, построчно сверху вниз.

2. Ребенок «читает» последовательности цветных точек. На карточках предъявляются 4 строчки разноцветных точек по 14 в каждой, ребенок должен последовательно слева направо и сверху вниз перечислять встречающиеся на карточке цвета.

Что нужно сделать еще до того, как ребенок начнет учиться читать? Развивать необходимые навыки. Какие?

— Узнавание форм, распознавание незначительно различающихся деталей. Помогут игры, которые побуждают ребенка тщательно рассматривать картинку, сравнивать форму деталей; мозаики различной степени сложности, головоломки-пазлы, картинки, в которых нужно отыскивать спрятанные формы, вообще любые игры, развивающие наблюдательность.

— Умение располагать элементы в последовательности. Помогут игры и упражнения, в которых нужно располагать элементы по порядку, но именно слева направо. Например, можно дать малышу наборы предметов одинаковой формы, но незначительно различающиеся по размеру, и попросить его расположить их по порядку слева направо.

— Развитие восприятия звуков на слух.

Пяти-шестилетний ребенок способен различать звуки на слух, может назвать слово, начинающееся с определенного звука, найти место звука в несложном слове (какой по порядку?).

Все эти действия называются звуковым анализом слова. Если ребенок умеет выделять звуки в словах, определять их последовательность, значит, он готов к овладению чтением и письмом.

Но такая готовность может и не возникнуть у малыша сама по себе.

Четырехлетнего ребенка учите выделять звуки в слове, подчеркнуто произнося определенный звук. Это начальный этап подготовки к обучению звуковому анализу слов. Согласные звуки можно выделять, произнося их протяжно, длительно (ЖЖЖук, ШШШапка, еЖЖЖ, коШШШка).

Гласные выделяются протяжным произнесением (дОм, кОт). Задавайте малышу вопросы: «С какого звука начинается слово УУУж?», «Какой звук слышится после звука «у»?» Используйте в качестве наглядного материала кубики, картинки, игры.

Занятие не должно длиться больше 5-7 минут.

С 5 лет уделяйте звуковому анализу большее внимание. Можно перейти к анализу слов из 3 звуков (дом, сыр, кот, лес, шар, кит, рак), а потом из 4 и 5 (лиса, бусы, луна; домик, грибы, сапог). Занятия также нужно проводить в игровой форме.

Основой для занятий могут послужить следующие упражнения.

— Определение первого и последнего звука (не буквы!) в слове. Заметьте, именно звуков! Так, называя звуки в слове «дуб», ребенок последним называет «п». Не поправляйте его. Ваша задача — отработать различение звуков в слове.

— Называние всех звуков (не букв!) в слове по порядку.

— Называние всех слов, начинающихся на определенный звук, например на звук «с».

— Выстраивание звуковой цепочки: СлоН — НогА — АвтомобиЛЬ — Л уК — КоТ и т. д.

— Поиск рифмы к заданным словам. Вы задаете слово — ребенок подбирает подходящее по звучанию (шишка — мишка, ночка — кочка, шар — пар, топор — забор).

Некоторые специалисты рекомендуют знакомить малыша с понятиями гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных, глухих и звонких звуков…

А еще учить ребенка представлять звуковой состав слова в виде модели, когда каждый звук обозначается фишкой определенного цвета. Конечно, рекомендации для таких занятий найти не проблема, литературы сейчас достаточно.

И все же эта работа требует от родителей не только терпения и желания, но и специальной подготовки. Поэтому, если вы не владеете этими знаниями, ограничьтесь играми со звуками и словами. Этого вполне достаточно, если речевое развитие ребенка идет нормально.

Остальную работу по обучению ребенка звукобуквенному анализу сделает учитель в школе. Если же вы заранее предвидите у малыша какие-то затруднения, лучше обратиться за помощью к специалисту-логопеду.

Бывает, что родители дома или воспитатели в детском саду в педагогическом азарте моделируют школьные уроки. При этом стараются удержать малыша именно за учебными заданиями — заполнением прописей или решением типовых задач.

Стоит ли удивляться, что такая «интенсивная подготовка к школе» заранее способна отбить у будущего первоклассника интерес к учению. Надеемся, что в предлагаемых дальше играх и упражнениях ваш ребенок овладеет необходимыми навыками и в то же время не потеряет желания учиться.

Множество других увлекательных заданий вы найдете в специальных изданиях или сможете придумать сами.

  • Самое ценное, что вы можете дать ребенку в процессе таких занятий, — привить вкус к игре, к работе со словом, показать, что это занятие доставляет массу удовольствия и каждый раз приносит новые открытия.
  • Предлагаю несколько игр, которые помогут вашему ребенку выучить и запомнить графические изображения букв.
  • Игра с пластилином.

Слепите вместе с детьми буквы из пластилина, а затем прикрепите их на гладкие дощечки, которые позже можно будет использовать для тактильного исследования. Попросите ребенка закрыть глаза и попытаться на ощупь определить, какая это буква. Вместе с ребенком можете вылепить буквы из теста, а потом испечь из них печенье.

  1. Игра со счетными палочками или мозаикой.
  2. Дети с удовольствием выкладывают буквы из счетных палочек или мозаики.
  3. Ниткография.

С помощью толстой шерстяной нитки или веревочки можно изобразить букву на кусочке фланели. Этот метод называется «Ниткография».

Буквы из поролона.

Взрослый может научить малыша делать буквы из гибкого, но прочного поролона, изгибая его в разных направлениях. Буквы из поролона сразу оживают: они могут шевелить «ручками» и «ножками», кланяться и даже ходить по дорожке. Вместе с ребенком сочиняйте забавные истории из жизни букв. Например:

«Буква К увидела издали свою старую знакомую – букву У – и помахала ей «ручкой» (то есть своей верхней косой палочкой). Буква У ответила ей тем же. Подошли буквы поближе, поздоровались за руки и пошли вместе погулять. Пришли буквы в лес и услышали песню кукушки – «ку-ку, ку-ку». Очень понравилась им эта песенка, и решили буквы попробовать спеть её сами.

Вышла вперед буква К, взяла за руку букву У, и они вместе спели КУ, а потом еще и еще раз… Так они пели и веселились, а им вторила кукушка. Наступил вечер и буквы поняли, что заблудились. Что делать? Тогда им на помощь пришла буква А. Она подошла к растерявшимся буквам, поклонилась и встала на место буквы К рядом с буквой У. Получилась совсем другая песенка – АУ…

»

Так можно придумать множество историй – насколько хватит вашей фантазии. Играя в эту сказочную игру, ребенок будет с интересом учиться читать, складывая свои первые буквы в слоги.

  • Лучше подбирать сочетание букв, которые имеют определенное значение, — короткие слова или звукоподражания.
  • Например:
  • АУ – кричат в лесу, когда заблудились;
  • ИА – кричит ослик;
  • ОХ – говорят, когда что-то болит;
  • НО – погоняем лошадь;
  • БИ – гудит машина.
  • Занятия на прогулке.

На прогулке нарисуйте палочкой на земле буквы и слоги или выложите их из шишек, камешков, желудей или прутиков. Нарисованные на земле буквы можно читать, одновременно шагая по ним.

Игра с красками и водой.

Предложите ребенку поиграть в художника и кистью нарисовать большие яркие буквы. Или вместо краски, смочив указательный палец в воде, нарисовать буквы на поверхности стола. Не забывайте также о цветных мелках, которыми можно рисовать на доске или асфальте. Большое удовольствие доставляет детям рисовать на запотевшем окне.

Развиваем тактильные ощущения.

Для того чтобы ребенок лучше запомнил графический образ букв, полезно научить его узнавать буквы тактильным способом.

Для этого взрослый указательным пальцем «рисует» букву на руке, щеке или спине малыша. Если ребенок уже немного читает, он может тактильно «прочитать» короткое слово из 2-3 букв.

Рисуем буквы в воздухе.

Интересно и полезно «рисовать» буквы в воздухе указательным пальцем или всей рукой, как будто дирижируя. Причем в одном варианте рисует взрослый, а ребенок отгадывает букву, а в другом, наоборот, рисует ребенок, а отгадывает взрослый.

Советуем вам встать перед большим зеркалом и «читать» с ребенком буквы, глядя на своё отражение, иначе все асимметричные буквы будут «смотреть» не в ту сторону.

Если у вас нет подходящего зеркала, загадайте ребенку начертательные загадки, используя лишь симметричные буквы, а именно: А, О, Д, Ж, Л, М, Н, П, Т, Ф, Х, Ш.

Не уставайте хвалить малыша за любые, даже незначительные успехи. Постоянно напоминайте ему, какой он умный и замечательный. Ни в коем случае не заставляйте его заниматься насильно. Как только Вы увидите, что он устал, отвлекается, отказывается отвечать, немедленно прекратите занятие. В противном случае они принесут не пользу, а вред.

Соедини буквы

По всей площади листка бумаги напишите в произвольном порядке печатные буквы, предположим от «а» до «д». Пусть ребенок попробует соединить их в алфавитном порядке. Когда он выучит эту часть алфавита и сможет узнавать буквы в книге, добавьте еще несколько букв. Можно то же самое делать и с цифрами.

Изобразим алфавит

Еще раз обсудите с ребенком, какие буквы алфавита он знает хорошо, а какие пока только узнает. Выберите самую знакомую малышу букву и предложите ему изобразить ее с помощью его собственного тела. Сначала можно показать образец выбранной буквы в книге или на карточке. Удачная идея — подключить к этой игре другого ребенка. Тогда можно изобразить и самые сложные буквы.

Я знаю много букв

Выберите букву, которую ваш малыш уже хорошо узнает. Попросите его посмотреть вокруг и отыскать предметы, названия которых начинаются на эту букву. А найдет ли он букву на вывеске, в табличке с названием улицы, на номерном знаке автомобиля?

Ищем буквы и слова

Первое задание — найти определенные буквы на рекламных объявлениях, магазинных и дорожных вывесках, названиях улиц, афишах… Можно попробовать отыскивать буквы в алфавитном порядке или в порядке букв имени ребенка. Второе задание — отыскать определенное слово на странице текста или на тех же вывесках и объявлениях. Образец слова нужно ребенку дать на отдельном листке.

Ярлыки

Хорошая подготовка к овладению чтением — запоминание целостного образа слова. Для этого сделайте таблички с названиями знакомых ребенку предметов и расположите их в соответствующих местах его комнаты. Например, можно использовать слова «шкаф», «стол», «стена», «окно» и т. д.

Что означают эти знаки?

Во время прогулки с ребенком по городу обратите его внимание на самые разные знаки, символы, обозначения на рекламных плакатах, на различного рода указателях (дорожные знаки, обозначения метро, транспортных остановок). Спросите малыша, что обозначают эти знаки. Когда вы с малышом вернетесь домой, попросите его нарисовать увиденные знаки. Может быть, ему захочется придумать свои знаки и символы. Обсудите эти знаки тоже.

Новый помощник

Если у вас дома есть компьютер, сядьте с малышом перед клавиатурой, и пусть он нажмет на какую-нибудь клавишу — напечатает строчку из одних и тех же букв. Потом строчку других. Наберите крупным шрифтом несколько простых слов и попросите малыша найти на клавиатуре буквы, из которых они состоят. Наберите его имя разными способами: прописными буквами, жирным шрифтом или курсивом.

Источник: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-roditeley-na-temu-kak-znakomit-detey-s-bukvami-starshaya-gruppa-1242947.html

Как знакомить малыша с детским садом и правилами жизни в нём?

Ребёнка следует познакомить с дошкольным учреждением ещё до того, как он туда придёт на весь день. Вначале следует прийти на вечернюю прогулку, посмотреть, как дети играют, а затем расходятся по домам.

Важно обратить внимание ребёнка на то, что родители ежедневно забирают своих детей домой, что никто из детей на ночь не остаётся, что ночью дет­ский сад просто не работает. Это должно зафиксироваться в сознании ребёнка. А

вот на следующий день дети вновь приходят в детский сад со своими родителями.

Это следует проделать потому, что чувство времени у детей ещё не сформировано, и, попадая в детский сад, многим из них кажется, что их уже никогда отсюда родители не заберут, что это теперь « НА­ВСЕГДА».

Через несколько дней можно бу­дет прийти на дневную прогулку. Зайти в детский сад вместе со своей группой… Вы, находясь рядом с ребёнком, сможете объяснить ему всё то, что его интересует. А дома можно будет «проиграть» во всё увиденное и услышанное.

Чем больше малыш будет знать о дошкольном учреждении, чем лучше будет с ним знаком, тем легче пройдёт его период адаптации. Ребёнка следует познакомить со всеми помещениями группы. Доброжелательно и спокойно рассказать ему, для чего они предназначены, когда ими пользуются, можно ли входить туда само­стоятельно или только с разрешения взрослых.

Следует снизить уровень требований, не ругать и не наказывать ребёнка. Лучше не сравнивать его самого, его поступки с другими детьми. Чем спокойнее вы отнесётесь к его капризам, чем добро­желательнее к нему вы будете, тем быстрее он преодолеет свою «капризность».

Впервые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. Детей можно забирать до обеда и дневного сна. Не следует оставлять ребёнка на сончас, если он ещё не привык к группе.

Постепенно время пребывания в группе можно увеличить на 1-2 часа в день. По прошествии 2—3 недель (данный период индивидуален для каждого ребенка), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.

Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как Вы такими короткими замечаниями способны сформировать у деток позитивное отношение к детскому саду.

Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить— вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше.

Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром. А в выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в детском саду, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.

Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.

Заметно ускоряется процесс привыкания, когда ребёнок приносит из дома какую-нибудь свою любимую игрушку. В д/саду ребенок играет с ней и у него возникает чувство защищенности, так как с ним находится любимый и дорогой для него предмет из дома, частичка домашнего тепла.

Затем воспитатели малышу помогают найти для своей игрушки удобное местечко на какой-нибудь полочке, в уголке группы, для того, чтобы игрушка посидела, поле­жала там и подождала до завтра своего хозяина. Так в «чужом месте» остается «частичка родного дома». А назавтра малыш уже спешит к игрушке.

И с радостью находит ее целой и невредимой.

Хотелось бы предостеречь вас, уважаемые родители от типичных ошибок, которые часто допускают мамы и папы.

В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растерянны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад.

Надо помнить, что для малыша — это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость — нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду.

При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуются только терпение и помощь. Все, что нужно малышу, — это адаптироваться к новым условиям.

В первое время, когда ребенок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2—3 месяца.

Еще одна ошибка родителей — пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего, нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им.

Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии.

Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.

Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой детского сада, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, — это верный знак того, что он освоился.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению — это также и тест для родителей, показатель того, насколько вы, взрослые готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности!

  • Приложение 8
  • Консультация
  • «Как лучше подготовить ребенка к поступлению в детский сад».

Адаптация в детском коллективе – это очень трудный период, который, порой, продолжается довольно длительное время.

Существует, как минимум, три категории детей: у одних проблемы, связанные с адаптацией проявляются сразу, у других –через две-три недели, у третьих видимых проблем нет.

А для того, чтобы этот период был короче и более щадящим в психологическом плане, Вам, дорогие родители необходимо приложить значительные усилия.

Первое – это психологический настрой Вас самих . Дети очень чувствуют ваши колебания и излишние переживания .Не бойтесь этого периода и не пугайте малыша детским садом, напротив , рассказывайте ему о том, как хорошо в детском саду, какие там добрые тети, дружные дети, новые игрушки, как вкусно кормят, дети все вместе гуляют на прогулке, играют…

Источник: https://infopedia.su/7xc815.html

Как знакомить дошкольников с цифрами

  • Корчина Елена Александровна, воспитатель первой категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №139» г. Краснодар
  • Консультация для родителей.
  • «Как знакомить дошкольников с цифрами»

Заучивание первых десяти цифр — серьезный интеллектуальный вызов для маленького человечка.

Что только ему не приходится выслушивать от родителей и учителей, не отличающихся тактом и терпением. А ведь так просто выучить цифры, используя игры, стихи и детское любопытство.

  1. Знакомить с цифрами лучше, используя стихи о них. При этом с помощью пантомимы еще можно и показать, на что похожа цифра, к примеру, 1:
  2. Вот один, иль единица,
  3. Очень тонкая, как спица.
  4. Дети с большим удовольствием будут читать стишки и заодно цифры показывать с помощью телодвижений.

Очень хорошо использовать выискивание цифры на улице. Ребенок быстрее найдет цифру пять, если войдет в образ разведчика или охотника за цифрами.

Вместо механической зубрежки и выматывающих каллиграфических упражнений в духе «черточка, палочка, крючочек» будущий Перельман получает увлекательную игру, развивающую наблюдательность, зрительную память и воображение.

Дополнительный бонус — общение малыша и взрослого, залог здоровых семейных отношений в будущем.

Расскажите историю о цифрах, счете и математиках, живших на заре истории. Юные почемучки оценят увлекательный рассказ о древних методах счета, о разных формах записи чисел и о роли чисел в жизни человека.

Это поможет малышу понять целесообразность его интеллектуального труда (а ведь многие просто не могут понять, зачем им это).

Он почувствует себя причастным к таинственному миру науки арифметики и их старших сестер — алгебры, астрономии и географии.

Важно еще не забывать, кого вы учите считать -мальчика или девочку: подбирайте специальный дифференцированный материал.

Вместо плоских цифр ребенок может представить выпуклых сказочных личностей со своими характерами, деталями внешности. В советской мультипликации и детской литературе серые единицы были унылыми и злобными существами, солдатами, стражниками, агрессорами, которые тянут школьника в пучину безграмотности.

Красные пятерки были важными и добрыми, в образе птиц или прекрасных женщин, едва ли не восходящих к архетипическому образу богини-матери. Но не стоит навязывать эти шаблоны ребенку. Он имеет полное право населить свой сказочный мир арифметическими героями и антигероями.

Малыш симпатизирует цифре восемь, потому что она добрая, фиолетовая и пахнет огурчиком? Ну, и прекрасно.

Учение должно быть радостным!

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/kak-znakomit-doshkolnikov-s-tsiframi.html

Ссылка на основную публикацию