Сочинения по егэ: как соблюдать требования по написанию

Как писать сочинение по русскому языку ЕГЭ 2019? Мы разработали для вас шаблон с примером, подробно рассмотрели каждый пункт, начиная от формулировки проблемы и заканчивая правильным выводом. Важно: шаблон и пример сочинения написаны в соответствии с новыми критериями оценивания.

Шаблон для написание сочинения ЕГЭ по русскому

В данной статье вы найдете краткую информацию об общих правилах написания и готовый шаблон с набором фраз, которые вы можете использовать в качестве клише. Начнем с первого:

Общая структура сочинения:

  1. Вступление.
  2. Определение и формулировка проблемы. Речь идет о том, какой важный вопрос поднимает автор своей работой.
  3. Комментарий – это ваши размышления, пояснения и важные замечания по поводу указанного отрывка текста.

  4. 2 Примера-иллюстрации – это отрывки текста, которые вы должны объяснить и интерпретировать таким образом, как вы его для себя поняли и что из этого отрывка смогли извлечь.
  5. Позиция автора – это тот вывод, к которому приходит автор в ходе своих размышлений, сопоставления примеров и аргументов.

  6. Отношение к позиции автора: (согласие/несогласие) + аргументация
  7. Вывод.

Таким образом, Вам необходимо начать сочинение вступлением (обобщенным и риторическим). Затем с помощью вопроса-якоря или напрямую (см.

подробно описание ниже) определить проблему, которую поднимает автор в представленном тексте. Затем привести 2 примера из текста, пояснить их (то есть определить, почему автор приводит именно этот пример). Следующим шагом является сопоставление, противопоставление или сравнение этих примеров.

Также возможно вывести из этих примеров следствие. После этого необходимо четко определить позицию автора, согласиться с ней (или нет) и аргументировать, почему. Наконец, сделать вывод по написанной работе.

Готовый шаблон:

Казалось бы, всё очень просто! Однако из года в год будущие абитуриенты совершают одни и те же ошибки. Поэтому ниже приведена подробная информация в виде таблицы по написанию правильного сочинения по русскому языку на 24 балла. Запомните, что вам достаточно выучить ход действий и фразы-клише, которые можно использовать для абсолютно любой работы.

Пример сочинения ЕГЭ 2019 по новым критериям

Вступление:

Чувство благодарности – одно из самых светлых и нерушимых чувств по отношению к другим людям. Сохранять его необходимо абсолютно ко всем, а особенно к близким. Ведь зачастую за пеленой обыденности и данности мы забываем, сколь кратно наши близкие делают нашу жизнь лучше.

Сочинения по ЕГЭ: как соблюдать требования по написанию

Проблема

Так, известный русский хирург и педагог Н.И. Пирогов поднимает проблему благодарности и чувства долга перед близкими нам людьми.

Пробный тест ЕГЭ 2019 русский язык от Egeshik!Редакция нашего сайта подготовила для вас пробные тест ЕГЭ 2019 по русскому языку. Пройдите их, проверьте свои знания!   Перейти к выбору теста!

Два примера:

Говоря о благодарности, Николай Иванович, безусловно, ценитель этого безупречного чувства, обращаясь к своему прошлому и вспоминая свои студенческие годы, указывает на собственные ошибки: “В душе я никогда не был неблагодарным, но — увы!”.

В своем повествовании Пирогов анализирует два случая из жизни, где он не смог отблагодарить своих близких. Первый случай связан с благодарностью почтеннейшей теще профессора Мойера Екатерине Афанасьевне Протасовой, на дочери которого он хотел жениться.

Второй случай касается непосредственно его семьи и больнее отзывается в сердце Пирогова. Мать и родные сестры автора сделали все для того, чтобы в голодное время будучи студентом Николай Иванович получил качественное образование.

Они вложили в него всё и не хотели, чтобы он отвлекался на работу: “Ты будешь, — говорилось, — чужой хлеб заедать; пока хоть какая-нибудь есть возможность, живи на нашем”.

Смысловая связь между примерами:

К сожалению автора, он так и не смог их отблагодарить. Из приведенных примеров становится ясно, что в сердце Пирогова живет сильное чувство вины за его бездействие.

Позиция автора:

Подытоживая свои размышления, автор приходит к закономерному выводу: быть истинно благодарным человеком очень трудно, и зачастую там, где благодарность должна быть священным долгом: перед своими близкими.

Отношение к позиции автора и аргументация:

Я полностью согласен с позицией автора. Казалось бы, простое чувство благодарности словно затмевает пред нами, что мы вынуждены себе напоминать о нем. Иногда так и думаешь, чтобы не забыть сказать человеку банальное “спасибо”.

Порой кажется, что такая форма благодарности – это меньшее, что мы можем дать, но именно она и является нашим священным долгом, особенно перед нашими близкими: друзьями и родителями. Последние очень часто готовы вложить в нас все, что у них есть, и наше безразличие – это самый страшный яд для их сердец.

Яд, который они будут готовы принимать, продолжая оказывать помощь и поддержку ради нашего счастья…

Вывод:

Подводя итог, автор хочет, чтобы мы никогда не забывали о благодарности окружающим и нашим близким. Ведь в мире ничто не вечно, и, к большому сожалению, однажды отблагодарить человека, сказать ему простое “спасибо”, может быть слишком поздно.

Сочинение-рассуждение. Основные принципы

Сочинение рассуждение на заданную тему является одним из заданий ОГЭ 2019 или может быть задано в качестве домашнего задания. В отличие от сочинения ЕГЭ здесь всё также важны литературные примеры.

Более того, ваша задача – отразить свою позицию, и она может быть отличной от общепринятой (Всё-таки при написании сочинения ЕГЭ использовать отличную от большинства позицию чревато своими сложностями).

По своей структуре сочинение-рассуждение пишется следующим образом:

  1. Вступление. 3-5 предложений с постановкой вопроса.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

Более подробную информацию вы можете найти по указанной ссылке.

Источник: https://egeshik.ru/russkiy-ege/sochineniye-ege-2019/kak-pisat-sochinenie-po-russkomu-yazyku-ege-2019-shablon-s-primerom.html

Методические рекомендации "Система подготовки к написанию сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ"

  • Система подготовки к написанию сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ
  • Методические рекомендации
  • Исполнитель:
  • Никифорова Елена Викторовна,
  • учитель русского языка и литературы МБОУ «Малосалаирская СОШ»

Введение ………………………………………………………………………..3

  1. Система подготовки к написанию
  2. сочинения-рассуждения (задание 25) на ЕГЭ по русскому языку ………….6
  3. Заключение………………………………………………………………….… 37

Список литературы…..………………………………………………………. 39

Приложение 1. Фрагмент из повести «Скучная история» А.П.Чехова … 41

Приложение 2. Тексты для работы над аргументами сочинения …………. 43

Приложение 3. Памятки для подготовки к ЕГЭ

по русскому языку (задание 25) …………………………………………….. 48

Введение

Согласно ст. 59 Федерального закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена».

Задания КИМов по русскому языку позволяют проверить сформированность у выпускников средней школы всех трех компетенций: языковой, лингвистической и коммуникативной. Задание 25 предполагает написание сочинения-рассуждения, которое позволяет проверить сформированность у учащихся навыков коммуникативной компетенции, необходимой для понимания чужих и оформления собственных высказываний.

Сочинение-рассуждение дает возможность проверить разные стороны речевого развития учащихся:

  • умение и навыки чтения (понимание содержания исходного текста и позиции автора);
  • умение анализировать языковое своеобразие текста, определять, какими средствами языка автор достигает выразительности речи;
  • зрелость суждений при интерпретации текста, способность обосновать собственную позицию и конкретно выразить ее, если она не совпадает с авторской;
  • умение создавать на основе предложенного текста собственное высказывание в определенном жанре (типа эссе или рецензии); ясно, композиционно стройно, логично излагать свои мысли; пользоваться словарным богатством, разнообразием грамматических форм и выразительных средств родного языка.

Сочинение-рассуждение предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.

  • Как видим, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.
  • Становится очевидной значимость этого задания в структуре ЕГЭ.
  • Цель данной работы:
  • Создание системы работы по развитию коммуникативной компетентности обучающихся, обеспечение подготовки обучающихся для выполнения задания 25 в рамках ЕГЭ.
  • Основные задачи:
  • познакомиться с Методическими рекомендациями для учителей, подготовленными на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по русскому языку (И.П. Цыбулько и др. 8), учебно-методическими материалами (Г.Т. Егораева 1, Казбек-Казиева М.М. [2], А.Г. Нарушевич [4], Н.А. Сенина [5], Симакова Е.С. [7]);
  • разработать систему занятий, позволяющую обучающимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания 25 в рамках ЕГЭ по русскому языку.
  1. Реализация данной системы работы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего учащегося главной фигурой образовательного процесса.
  2. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.
  3. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.
  4. Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
  • работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
  • самостоятельная работа;
  • работа в группах, парах;
  • индивидуальная работа.

Прогнозируемый результат

  • Данная система работы позволит
  • помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания 25 на ЕГЭ;
  • совершенствовать и развивать умения учащихся конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
  • формировать и развивать у учащихся навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
  • совершенствовать и развивать у учащихся умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
  • совершенствовать и развивать у учащихся умения передавать в письменной форме индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
  • формировать и развивать у учащихся умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

Система подготовки к написанию

сочинения-рассуждения (задание 25) на ЕГЭ по русскому языку

Основные требования к содержанию сочинения сформулированы в задании 25: «Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему.

Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком».

В выстраивании системы по подготовке старшеклассников к написанию сочинения будем опираться на следующие этапы работы, которые предлагает А.Г. Нарушевич [4]:

  • 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки;
  • 2) поэтапный разбор каждого содержательного критерия:
  • а) проблема текста, виды проблем, приемы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы;
  • б) комментарий, виды комментария, способ оформления;
  • в) выявление позиции автора и способы ее оформления;
  • г) аргументация собственной позиции, виды аргументов;
  • 3) работа над композицией сочинения;
  • 4) написание и проверка сочинений по разработанным критериям оценивания.
  • На уроках, посвященных проблеме текста, рассматриваются следующие ключевые вопросы:
  • • Что такое проблема?
  • • Как выявить проблему текста?
  • • Как сформулировать проблему текста?

Чтобы определить проблему, поднятую в тексте, прежде всего, нужно понять, о чем этот текст, какова его тема.По-гречески theme – то, что положено в основу. Тема – это «то, о чем повествуется, что описывается, – предмет речи» (Словарь методических терминов).

Читайте также:  Как снять фильм самостоятельно

И начинать работу над сочинением нужно, разумеется, с чтения текста и определения его темы. Это и будет вводная часть сочинения. Начало его может быть таким: «Кто из нас не задумывался о… («не сталкивался с…)… Эссе (отрывок из… и т.п.

) известного писателя (публициста…) посвящено именно этой теме…».

Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.

Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мироздания, жизнь природы или общества, внутренний мир человека и многие другие. Выделяют различные категории (виды) проблем. (Работа с таблицей из пособия Н.А. Сениной).

Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества. Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.

Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определенными правилами поведения.

Эстетические проблемы связаны с восприятием человеком природы.

Сочинения по ЕГЭ: как соблюдать требования по написанию

В некоторых случаях автор сам четко формулирует проблемный вопрос. Например:

Что делать, когда очень одиноко?

Чувство одиночества типично для молодых (природа подталкивает нас к созданию гнезда, семьи).

Другое дело, что одиночество чаще проистекает из-за девальвации «контекста»: родители не те, друзья не те, девушка – и та не та.

Чем раньше вы признаете уникальную драгоценность всего, что вас окружает, тем приятнее вам будет жить и прочнее будет настроение. Предложите окружающим свою заботу о них, а кому отдаем, того и ценим.

Чувство одиночества может проистекать и при отсутствии напряжения жизни. Счастье вообще в напоре жизни; в чувстве светлой собранности. Тоска, меланхолия приходят в гости только во время произвольной или непроизвольной, но бездеятельности.

(В.К. Харченко)

Текст начинается с вопроса, в котором сформулирована проблема: что делать, когда очень одиноко? Далее автор излагает свое видение проблемы и предлагает варианты ее решения.

Однако тексты, предлагаемые на экзамене, призваны проверить овладение важнейшим видом речевой деятельности – сознательным чтением. Поэтому они, скорее всего, не будут слишком простыми с точки зрения замысла автора и его реализации. Обращаем внимание учащихся на то, что необходимо самостоятельно выявить проблематику текста, а это предполагает умение обобщать информацию.

Предлагаем следующий алгоритм работы с текстом:

  • Прочитав текст, спросите себя: «На какие вопросы можно найти ответ в данном тексте?»
  • Ответы подчеркните.
  • Одно из важных, на ваш взгляд, подчёркнутых предложений произнесите с вопросительной интонацией (формулировка проблемы).
  • Перечитайте текст. Заставил ли он задуматься о..? Если заставил, то проблема найдена.
  • Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.
  1. Работа с текстом:
  2. Прочитайте текст, определите его тему, а затем попытайтесь сформулировать проблему.
  3. ПРОБОЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ
  4. В семье Сверла радостное событие: сын родился.
  5. Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!
  6. И назвали сына Штопором.

Время идет, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод еще, пусть сперва на чем-нибудь мягоньком поучится.

Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству.

Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.

Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился?

(Ф.Кривин)

Писатель Феликс Кривин в иносказательной форме ставит перед читателем проблему воспитания молодого поколения.

Автора волнуют следующие вопросы: как следует воспитывать детей? Почему дети порой становятся избалованными, неприспособленными к жизни? В олицетворенных образах неодушевленных предметов мы без труда узнаем родителей, которые из лучших побуждений оберегают сына от жизненных трудностей, однако таким образом только балуют его, превращая в лентяя, не приспособленного к серьезному труду и самостоятельной жизни.

Сложность выделения проблемы заключается еще и в том, что в одном тексте может быть затронуто несколько проблем. Самое разумное в этом случае – попытаться выделить главную проблему и сделать ее основой своего сочинения.

Попробуем проанализировать многоаспектный текст и выделить в нем несколько проблем.

Работа с текстом:

На какие вопросы можно найти ответ в данном тексте? Над какими вопросами заставил задуматься автор данного текста?

Зоя Лещева сумела всю семью свою превзойти. Это вот как было. Ее отца, мать, дедушку с бабушкой и старших братьев-подростков – всех рассеяли по дальним лагерям за веру в Бога. А Зое было всего десять лет. Взяли ее в детский дом (Ивановская область). Там она объявила, что никогда не снимет с шеи креста, который мать надела ей при расставании.

И завязала ниточку узлом туже, чтобы не сняли во время сна. Борьба шла долго, Зоя озлоблялась: вы можете меня задушить, с мертвой снимете! Тогда как не поддающуюся воспитанию ее отослали в детдом для дефективных! Борьба за крест продолжалась. Зоя устояла: она и здесь не научилась ни воровать, ни сквернословить. «У такой святой женщины, как моя мать, дочь не может быть уголовницей.

Лучше буду политической, как вся семья».

И она стала политической! Чем больше воспитатели и радио славили Сталина, тем верней угадала она в нем виновника всех несчастий. И, не поддавшаяся уголовникам, она теперь увлекла за собою их! Во дворе стояла стандартная гипсовая статуя Сталина.

На ней стали появляться издевательские и неприличные надписи. (Малолетки любят спорт!Важно только правильно их направить.) Администрация подкрашивает статую, устанавливает слежку, сообщает и в МГБ. А надписи все появляются, и ребята хохочут.

Наконец в одно утро голову статуи нашли отбитой, перевернутой и в пустоте ее – кал.

Террористический акт! Приехали гебисты. Начались по всем их правилам допросы и угрозы: «Выдайте банду террористов, иначе всех расстреляем за террор!» (А ничего дивного, подумаешь, полторы сотни детей расстрелять. Если б Сам узнал – он бы и сам распорядился.)

Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила:

Это сделала все я одна! А на что другое годится голова папаши?

И ее судили. И присудили к высшей мере, безо всякого смеха. Но из-за недопустимой гуманности закона о возвращенной смертной казни расстрелять 14-летнюю вроде не полагалось. И потому дали ей десятку (удивительно, что не двадцать пять). До восемнадцати лет она была в обычных лагерях, с восемнадцати – в особых. За прямоту и язык был у нее и второй лагерный срок, и, кажется, третий.

  • Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя все сидела.
  • Да здравствует наша веротерпимость!
  • Да здравствуют дети – хозяева коммунизма!
  • Отзовись, та страна, которая так любила бы своих детей, как мы своих!

(По А.И.  Солженицыну)

Источник: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-sistema-podgotovki-k-napisaniyu-sochineniya-po-russkomu-yaziku-v-formate-ege-1414696.html

Требования к сочинению на ЕГЭ по русскому языку и критерии оценивания

  Подробности Категория: Материалы к сочинению ЕГЭ по русскому языку
Сочинения по ЕГЭ: как соблюдать требования по написанию

Какие предъявляются требования к сочинению на ЕГЭ, и критерии оценивания данной части экзаменационной работы

Требования к сочинению

Для того чтобы достойно выполнить одно из наиболее трудных заданий экзамена (часть 2) — написать сочинение, вам следует хорошо знать требования, предъявляемые к этому виду работы, и критерии оценивания сочинения.

Важно подчеркнуть, что сочинение, которое вам предлагается написать, требует не только понимания текста — источника, но и умения сформулировать собственную мысль по поводу текста, развить ее в аргументирующих суждениях, подтвердить в заключительной формулировке. Предлагаемая работа должна иметь довольно жёсткую композиционную структуру.

В сочинении вам нужно сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором исходного текста. При этом не рекомендуется увлекаться цитированием данного для анализа текста. Напротив, вы должны овладеть некоторыми средствами аналитического описания речевого произведения, предполагающими его значительную перефразировку.

Далее вам предлагается сформулировать позицию автора (рассказчика), а также выразить согласие или несогласие с его точкой зрения и объяснить причины согласия или несогласия. Фактически, говоря о согласии или несогласии, следует выразить свою точку зрения на поставленную в тексте проблему.

Наконец, вам предстоит изложить доводы — аргументы в защиту высказанной вами точки зрения. Рекомендуется привести два аргумента на основе имеющихся у вас знаний — жизненного и читательского опыта. Подчеркнём, что две ссылки на произведения русской литературы — два литературных аргумента — демонстрируют кругозор выпускника и дают ему шанс получить высокие баллы за сочинение.

Аргументы из жизни сложны, поскольку требуют от учащегося умения представить «жизненную ситуацию» как общественно значимое явление, оценить эту ситуацию объективно и изложить так, чтобы проверяющий эксперт понял: данный ученик умеет видеть в частном явлении общее и от общего переходить к частностям.

Кроме того, «жизненная ситуация» должна быть изложена кратко и в то же время ясно для читающего сочинение эксперта.

Как показывает практика, «аргументы из жизни», требующие журналистских навыков, — труднопреодолимая для учащегося задача, поэтому лучше использовать в поиске аргументации свой читательский опыт.

Другое дело — аргумент-указание на какое-либо значимое историческое событие. Такой «аргумент из жизни» следует признать правомерным и желательным. Учащийся упоминает важное событие, эпоху, соотнесённую с ним, и деятелей, участвовавших в нём. В случае корректного исполнения данной задачи: точного указания факта, времени, участников — вы получите искомый балл за аргумент.

Назад

Напомним:

  • объём сочинения должен составлять не менее 150 слов. Следует, однако, иметь в виду, что сочинение, претендующее на высокий балл, скорее всего несколько превысит этот объём. Как показывает практика, оптимально удовлетворить всем требованиям удаётся в тексте, содержащем до 300 слов;
  • работу следует писать с опорой на текст-источник, в противном случае сочинение не оценивается;
  • пересказанный или переписанный исходный текст без творческой переработки — анализа, комментария, собственных умозаключений — оценивается нулём баллов;
  • следует писать сочинение аккуратно, разборчивым почерком и ориентировать его на эксперта, оценивающего текст. Выпускник должен хорошо знать критерии проверки и оценки сочинения (задания С1).

Назад

Как оценивается сочинение

Сочинение оценивается по трём позициям: с точки зрения содержания, с точки зрения речевого оформления и грамотности. Максимальное количество баллов, которое вы можете получить за письменную работу, равно 23.

Для того чтобы ваше сочинение удовлетворяло критерию К1, вам необходимо выделить и правильно сформулировать одну из проблем исходного текста и не допустить фактических ошибок, связанных с пониманием и формулированием проблемы. Если вы корректно сформулировали выделенную в тексте проблему, вы получаете 1 балл.

После того как проблема сформулирована, вам необходимо её прокомментировать с опорой на текст: вы должны показать своё умение анализировать исходный текст и излагать, не пересказывая, его содержание с использованием аналитических описательных средств.

При этом важно, чтобы вы комментировали именно ту проблему, которую сформулировали, без фактических ошибок и искажений содержащейся в тексте информации. За корректно выполненную комментирующую часть вы получите 2 балла по критерию К2, но, если в комментарии допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста, — 1 балл.

Комментирующая часть сочинения должна завершиться тезисом, в котором вы излагаете позицию автора текста по рассматриваемой проблеме. Позицию автора текста можно назвать также «главной мыслью текста» или «точкой зрения автора».

Важно иметь в виду, что сформулированная в сочинении проблема исходного текста и точка зрения автора должны перекликаться друг с другом, причём в изложении главной мысли должен быть представлен некоторый ответ на проблемный вопрос, поставленный вначале. Если вы выразили позицию автора чётко и грамотно, то получаете 1 балл по критерию КЗ.

Далее вам следует осуществить переход ко второй части сочинения — аргументирующей. При этом, во-первых, вы соглашаетесь с автором либо корректно возражаете ему, во-вторых, включаете в текст сочинения свою точку зрения.

• В следующей части работы вы обосновываете своё мнение по проблеме двумя аргументами, которые вам следует извлечь из своего читательского или жизненного опыта. Предполагается, что один из доводов явится примером из известного вам литературного произведения, другой будет основан на факте, имевшем место в жизни.

За корректное выполнение данной части работы вы получаете 3 балла по критерию К4. Если же вы лишь частично выполните поставленную задачу, то есть приведёте один аргумент из художественной литературы, вы получаете 2 балла. Если ваш аргумент основывается на жизненном опыте, вы получаете 1 балл.

Если аргументы в вашем сочинении вообще отсутствуют, баллы за данную часть работы вам не начисляются.

Назад

Речевое оформление

• По критерию К5 сочинение оценивается с точки зрения смысловой цельности (целостности), речевой связности и последовательности изложения. Для того чтобы сочинение характеризовалось цельностью, оно должно иметь одну главную мысль, которая объединит все другие, сопричастные ей мысли.

Иными словами, вы не должны уходить от темы, напротив, вам нужно чётко следовать избранному пути, заявленному в формулировке проблемы исходного текста.

Чтобы текст сочинения был связным, важно следить за тем, чтобы переход от одной подтемы к другой был плавным и содержал речевые средства, характеризующие связность.

Последовательность изложения в данной работе достигается чётким следованием составленному плану и заботой о том, чтобы последующее логически вытекало из предыдущего.

Чрезвычайно актуально в связи с этим напомнить о важности не только общей идеи вашего сочинения, объединяющей все мысли, в нём содержащиеся, но и о разграничении мыслей — о разделении текста на абзацы, свидетельствующие о движении, развитии ваших мыслей, об их логическом порядке.

Кроме того, чрезвычайно важно создать также небольшое заключение, которое ещё раз подчеркнёт главную идею вашего текста и продемонстрирует то, что именуется цельностью и последовательностью мысли. Если ваш текст представляет собой связное речевое целое, в котором отсутствуют логические ошибки, вы получаете 2 балла.

В случае частичного выполнения условий цельности, связности и последовательности — 1 балл. Если в вашей работе не просматривается коммуникативного замысла — общей идеи, она оценивается нулём баллов.

Ваша работа будет оцениваться также по критерию точности и выразительности речи — Кб. Точность речи — это использование в данном конкретном тексте слов, адекватных выражаемому смыслу.

Для того чтобы выполнить это условие, вам необходимо иметь представление о синонимии, антонимии, паронимии в русском языке. Не следует употреблять в своём тексте жаргонных, просторечных, диалектных, а также некоторых заимствованных слов, которые не мотивированы условиями контекста.

Выразительность речи достигается за счёт уместного использования языковых средств и их разнообразия.

Следует помнить, что в поле зрения проверяющего будет не только лексика, но и грамматика сочинения: в вашей работе должны быть различные структуры предложений, простых и сложных, что будет свидетельствовать о вашем языковом развитии и культурном развитии в целом.

Если ваше сочинение характеризуется точностью выражения мыслей и разнообразием грамматических структур, вы получаете по данному критерию 2 балла. Если ваш текст построен на однотипных грамматических конструкциях, хотя и достаточно точен по языку, вы получаете 1 балл. Если ваша речь бедна и невыразительна, отличается скудостью грамматического строя, баллы по этому критерию вам не начисляются.

Назад

Грамотность

Орфографическая грамотность оценивается по критерию К7. Орфография — это правописание, то есть правильное написание слов, закреплённое в словарях и справочниках. Орфографическая ошибка — это нарушение правил правописания.

При проверке сочинения ошибки в правописании делятся на грубые и негрубые: две негрубые ошибки считаются одной полнозначной ошибкой.

К негрубым ошибкам обычно относят трудные случаи правописания, которые являются спорными даже для специалистов, а также те орфограммы, которые редко встречаются в школьной практике. Учитывается и однотипность ошибок: при повторяемости однотипной ошибки учитывается лишь одна ошибка.

Если в вашей работе не зафиксировано орфографических ошибок, вы получаете 3 балла по критерию К7; если же обнаружены 2 ошибки, вы получаете 2 балла; если 3-4 ошибки — 1 балл; более 4 ошибок — 0 баллов.

• Если в вашем сочинении нет пунктуационных ошибок, то есть ошибок на знаки препинания, или допущена одна негрубая ошибка, вы получаете 3 балла по критерию К8. В том случае, если вы допустили не более 3 ошибок на пунктуацию, вы получаете 2 балла; если вы сделали 4-5 ошибок, вы получаете 1 балл; если в вашей работе обнаружено более 5 ошибок, по критерию К8 вам баллы не начисляются.

• Критерий К9 существует для того, чтобы оценить использование и построение языковых единиц в вашей работе — слов, словосочетаний и предложений. При отсутствии языковых ошибок экзаменуемый получает 2 балла, при наличии более двух ошибок — ноль баллов.

Грамматическая ошибка — это ошибка в образовании формы слова, в структуре словосочетания, в построении предложения. Типы грамматических ошибок представлены, в частности, в целом ряде заданий части 1 ЕГЭ.

• Проверка сочинения по критерию К10 анализирует речевые нормы вашей работы. Речевая ошибка — это неверное использование языковой единицы, прежде всего слова. Данный критерий перекликается с критерием Кб и предусматривает более детальный просмотр сочинения с точки зрения употребления слов.

Так выясняется, различает ли автор сочинения оттенки значений тех или иных слов; употребляет ли слова в свойственных им значениях или нет; допускает ли необоснованные повторы; нарушает ли сочетаемость лексических единиц; использует ли литературную лексику или допускает наличие просторечий, диалектизмов или жаргонизмов; видит ли разницу в паронимах; не ошибается ли в выборе антонимов; адекватно ли приводит фразеологизмы. Если вы не допустили речевых ошибок или допустили одну ошибку, вы получаете 2 балла, если вами допущены 2 или 3 ошибки, ваша работа оценивается 1 баллом. Если в работе более трёх ошибок, она оценивается нулём баллов по данному критерию.

• Критерий К10 проверяет сочинение с точки зрения этичности пишущего. Если вы с уважением отзываетесь об авторе и его позиции, избегаете резких, категоричных выводов, не допускаете жаргонной и бранной лексики, то вы получаете 1 балл за сочинение по данному критерию.

• Оценка сочинения по критерию К12 означает проверку вашего текста с точки зрения того, насколько корректно вы использовали материал, приведённый в аргументах: цитаты, даты событий, факты биографии автора, героев, фамилии, отчества и т.д. Отсутствие ошибок прибавляет к имеющимся у вас баллам ещё 1 балл; наличие ошибок приводит к оценке «ноль баллов» по данному критерию.

Назад

Источник: https://www.egeigia.ru/1890-trebovaniya-k-sochineniyu-ege

Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку?

  • Блог
  • Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку?

Выпускники считают самым сложным заданием ЕГЭ по русскому — написание сочинения. Поэтому к подготовке этой теме нужно подойти основательно.

Чтобы написать сочинение ЕГЭ на «отлично» нужен:

1. Алгоритм написания сочинения

  • Внимательно прочитайте текст (обратить внимание на ключевые фразы и оценочные слова, чтобы выделить проблему и позицию автора);
  • Определяем тип текста (художественный или публицистический);
  • Сформулируйте проблему и позицию автора;
  • Продумайте комментарий (следите, чтобы он логично связал формулировку проблемы и позицию автора);
  • Подберите цитаты из текста, которые помогут подтвердить правильность вашего понимания авторского текста);
  • Определите своё отношение к позиции автора (согласие/несогласие);
  • Подберите аргументы (они должны подтверждать или опровергать мнение автора);
  • Продумайте композицию сочинения: введение, заключение, микровыводы и связки между частями;
  • Продумайте вступление и заключение. По объёму идеально, если вступление и заключение вместе будут составлять треть сочинения. Во вступлении можете написать о своём понимании темы, о значении входящих в неё слов (если вспомните подходящие цитаты или афоризмы — пишите). Заключение — подведение итогов, пересмотр уже написанного, ваши выводы. Сформулировать их надо как можно чётче;
  • Проверьте правильность деления на абзацы (рекомендуется каждую смысловую часть выделить в отдельный абзац. Каждый аргумент тоже выделить в отдельный абзац. В сочинении должно быть минимум 3 абзаца);
  • Не допускайте ошибок при переписывании. Перечитайте сочинение, чтобы исправить допущенные ошибки. Особое внимание следует обратить на речевые и грамматические ошибки.

2. План сочинения ЕГЭ

Структура сочинения состоит из следующих разделов:

  1. Вступление.
  2. Проблема.
  3. Связка.
  4. Комментарий (1-й пример) + Пояснения к комментарию + Связка.
  5. Комментарий (2-й пример) + Пояснение к комментарию + Связка.
  6. Позиция автора — как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме. 1-2 предложения.
  7. Собственная позиция. Обоснование своей позиции (аргументы, доказательства) — 1-2 предложения: объявить свое согласие с мнением автора, сформулировать тезис, который будете доказывать аргументами в следующем абзаце.
  8. Заключение.

Вступление. Как начать сочинение?  

  • Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения.
  • Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст.
  • Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…)
  • На вечные темы можно начать так: Любовь…Сколько о ней сказано!
  • Порассуждать об эпохе, вспомнить факты из биографии писателя, кратко поговорить глобально о поднятой теме.

Клише для вступления в сочинении:

  • Думаю, эта тема интересует многих…. Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства… Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент… Всем известен факт…
  • Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена… Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)… Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
  • «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения… «Единственный путь найти друга — быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…

Комментарий к проблеме 

В качестве комментария можно использовать истории и цитаты, размышления автора и примеры из произведений.

Структура комментария:

  • Пример из текста.
  • Пояснение примера.
  • Смысловая связь между примерами.
  • Пример-иллюстрация из текста.
  • Пояснение.

Требования к комментариям:

  1. Написать 2 примера, которые иллюстрируют проблему. Здесь можно использовать частичное цитирование с пояснением. Важно!!! Не нужно вставлять объемные цитаты. Используйте только главную часть.
  2. Выделить смысловую связь между приемами: причинно-следственную, противительная  или другие связи в тексте.

     

  3. Пояснение к примерам-иллюстрациям. Объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, добавить эмоциональную составляющую.

    При написании комментария нужно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.

  4. Соответствие заявленной проблеме.
  5. 0 баллов ставится в комментарии если:
    • Допущена одна неточность, комментарий оценивается в 0 баллов.
    • Комментарий не написан. 
    • Комментарий написан без опоры на текст.
    • В комментарии присутствуют фактические ошибки.

Ошибки в комментариях:

  • Комментарий не полностью основывается на тексте.
  • Плохой пример комментария.
  • Комментарий затмевается текстом цитат или пересказом.

В комментарии не должно быть:

  • Пересказа исходного текста или его части. Рассуждений по поводу всех проблем текста. Комментариев о действиях героев текста.
  • Избегать повторов слова «проблема».
  • Не допускать выражений «проблема о том, что…», «проблема того, что…», «проблема о мужестве и стойкости…».

Как писать комментарий?

  1. Нужно внимательно прочитать текст.
  2. Для публицистических текстов: выделите для себя предложение, в котором заложен основной смысл, который хотел донести автор, затем задайте к нему вопрос.

    Это и будет проблема, поставленная автором.

  3. Для художественных текстов: читайте «между строк»: что хотел сказать автор? Если поставить проблему сложно, внимательно всмотритесь в ключевые слова и попробуйте по ним определить мысль автора.

Клише для комментария:

  • Автор считает (что?)
  • Автор отмечает важность (чего?)
  • Автор рассказывает (о чём?)
  • Автор размышляет (о чём?)
  • Автор обращает внимание на (что?)
  • Автор подчеркивает (что?)
  • Автор раскрывает проблему на примере
  • Автор делает акцент на том, что
  • Проблема, обозначенная автором, очень актуальна (важна, злободневна)…
  • Вопрос о…. никого не может оставить равнодушным, в большей или меньшей мере он касается каждого (объяснение, почему)…
  • Чувствуется заинтересованность автора произведения в поднятой им проблеме, он не может рассуждать на эту тему отстраненно и холодно (объяснение со ссылкой на текст)…

Аргументы

Аргументы должны быть:

  1. Точными.
  2. Развёрнутыми и убедительными.
  3. Доказывать вашу точку зрения.

Подберите литературную аргументацию. К каждому тезису — свой пример.

  Не важно с одного произведения или разных. Помните, что писать аргументы одним абзацем — нельзя.

Перед каждым аргументом должен идти тезис, так ка не понятно зачем аргументы вообще нужны и что иллюстрируют литературные примеры.

Клише для аргументов:

  • Жизненный опыт: часто приходиться сталкиваться с… подобные явления, увы, стали нормой … кто из нас не был свидетелем подобного…
  • Читательский опыт:  эта проблема волновала многих писателей-классиков… очень остро этот вопрос поставлен в произведениях… многие авторы обращаются к этой злободневной (актуальной, важной) проблеме…
  • Зрительский опыт: этот вопрос часто обсуждаем в Интернете… по статистике телепередач, этой проблеме посвящено 50% эфира…

Как заканчивать сочинение?

  • Заключительная часть сочинения по объему примерно равна введению. Ее содержание должно быть кратким, емким, логичным. Обязательна связь с предыдущими структурными частями. Для этого можно использовать слова и конструкции: «итак», «таким образом», «следовательно», «в этой связи», «значит» и пр.
  • 2-3 предложениями, дублирующими вступление.

Клише для выводов в заключении:

  • После прочтения этого произведения становится понятно… После знакомства с героями произведения понимаешь… Прочитав  произведение, осознаешь…
  • Автор стремился показать… Автор хочет, чтобы читатель понял… Автор текста считает проблему важной…

Советы!!!

  • Не забывайте каждую часть начинать с новой строки.
  • Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другом.
  • Следите за объёмом (союзы и частицы тоже считаются). Идеально, если итоговая цифра перевалит за 350. Но даже если будет 250 — не страшно, а вот за 249 уже будет выставлен «незачёт».

Дополнительные материалы для написания сочинению ЕГЭ по русскому языку:

Источник: https://bingoschool.ru/news/kak-napisat-sochinenie-ege-po-russkomu-yazyiku/

Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Советы

Второй части ЕГЭ по русскому языку боятся многие выпускники – ведь написать сочинение намного сложнее, чем выучить правила и запомнить исключения. Расскажем, что изменится в 2019 году в оценке сочинения, как писать рассуждение и составить план работы, а также дадим несколько советов по ее написанию.

Что нового в критериях оценки сочинения на ЕГЭ? 

В 2019 году изменились некоторые критерии оценки сочинения ЕГЭ – в частности, из критериев оценки убрали требования к количеству и качеству аргументов из прочитанных произведений и жизненного опыта (К4).

При этом использовать эти аргументы по-прежнему придется, но теперь обращать на них такое пристальное внимание, как раньше, не будут, а вместо трех баллов за этот критерий будут давать лишь один.

Напомним, что для того, чтобы получить этот балл, необходимо выразить свое личное отношение к позиции автора и обосновать свое мнение.

Критерий, по которому оценивался комментарий выпускника к проблеме исходного текста, теперь, напротив, оценивается выше – за правильное комментирование теперь дают пять баллов вместо трех. Получить максимальную оценку можно, прокомментировав позицию автора, при этом нужно выбрать из авторского текста два примера, необходимых для понимания поднятой проблемы, и выявить между ними связь.

Как и в предыдущие годы (в частности, в 2017-м и 2018-м), основное внимание в сочинении ЕГЭ будет уделено грамотности: оценивается орфография, пунктуация, языковые и речевые нормы. Без них написать сочинение на 27 баллов практически невозможно.

На что необходимо обратить внимание

При подготовке к сочинению и при непосредственной работе над ним важно обратить внимание на самый первый критерий (К1), по которому оценивается формулировка проблемы «исходника». Если проблема сформулирована ошибочно, по всем критериям, касающимся содержания (К1–К4), будет выставлено ноль баллов вместо восьми.

Не все выпускники в сочинении соблюдают этические нормы, как того требует критерий К11, и стремятся довольно эмоционально и резко высказаться относительно авторской позиции или используют оскорбления, которые могут задеть непосредственно специалиста, проверяющего работу. Этого делать не нужно – все оценки должны быть довольно сдержанными.

Языковые и речевые нормы, которые регулируют критерии К9 и К10, часто вызывают трудности у выпускников, но здесь можно рекомендовать лишь уделять достаточно внимания подготовке к сочинению и досконально проверять его после написания.

Поскольку теперь больше внимания уделяется комментированию, просто заучить ряд стандартных примеров или шаблонов, как раньше, не получится. Необходимо заранее поработать над умением комментировать и разъяснить для себя, чем комментарий отличается от пересказа.

Структура и план сочинения на ЕГЭ

Преподаватели русского языка рекомендуют ориентироваться на такую структуру при написании сочинения в 2019 году:

  1. Формулируется одна из проблем, обозначенных автором.
  2. Комментирование проблемы с приведением двух примеров-иллюстраций.
  3. Позиция автора.
  4. Высказывается отношение выпускника к позиции автора и обоснование своего мнения.
  5. Заключение.

Прежде чем писать сочинение ЕГЭ, составьте для себя некий универсальный план, который будет соответствовать структуре работы и поможет написать ее быстро и правильно. В частности:

  1. Прочитайте текст в первый раз и выделите основную мысль, подумав, о чем рассуждает автор и к какому выводу приходит.
  2. Прочитайте текст второй раз и отметьте для себя акценты – поступки героев или события, которые могут иллюстрировать главную мысль автора. Особое внимание стоит уделить повтору слов, большому количеству восклицаний или вопросно-ответной форме изложения. Мысль автора в сочинении не нужно искажать, ее нужно найти в тексте и транслировать в своей работе. Например, написать: «Мысль автора выражена словами…» или «По мнению автора…».
  3. Если сложно сразу определить проблему, выпишите их все и постарайтесь определить ту, которая присутствует и в начале текста, и в конце. Так же при выявлении двух-трех проблем выбирайте для себя одну, о которой вы готовы будете размышлять и обосновывать позицию. Кстати, многие упускают из виду, что проблему в сочинении можно формулировать не только в форме утвердительного предложения, но и в форме риторического вопроса.
  4. После того как основная мысль и проблема текста были определены, необходимо их прокомментировать, опираясь на авторский текст. Здесь нужно написать и объяснить, при помощи каких приемов автор раскрывает суть проблемы, а также привести как минимум два примера, которые бы проиллюстрировали это.
  5. Недостаточно просто привести примеры, их нужно соотнести. Так, например, оба примера-иллюстрации в сочинении могут подтверждать одну и ту же мысль, а могут быть противопоставлены и демонстрировать противоположные точки зрения. Иногда также можно сравнить примеры по одному критерию, но такой метод требует определенной сноровки.
  6. Несмотря на то, что критерии оценки аргументов в сочинении ЕГЭ по русскому языку изменились, выпускнику важно выразить свое личное отношение к авторской позиции и проблематике. Так, можно согласиться с автором или не согласиться (полностью или частично). При этом важно аргументировать свое мнение какими-то примерами из личного опыта, литературы, рассказов знакомых или новостей.
  7. Заключение – важная часть сочинения, и писать его нужно вдумчиво. В нем необходимо подытожить свои размышления над поставленной ранее проблемой, но не стараться повторить позицию автора или пересказывать произведение. В заключительной части сочинения ЕГЭ постарайтесь оценить все, что было сказано выше, или высказать свое предположение, или же побудить читателя к какому-либо действию.

Советы

Чтобы научиться писать сочинение ЕГЭ в 2019 году, можно заранее постараться набить руку – каждый раз при написании работы в ходе подготовки следовать плану и структуре, описанным выше, а также запомнить и использовать ряд фраз-клише. Такие фразы помогают связать части текста и выдержать его логическую структуру, что немаловажно для оценки работы в максимальное количество баллов (27).

  • Например, к проблематике можно применить такие клише: «В центре внимания находится проблема…», «В данном тексте автор размышляет над проблемой…», «Автор обратился к проблеме…».
  • Чтобы прокомментировать позицию автора, можно использовать следующие фразы: «Неслучайно автор обращает внимание читателя на…», «На примере случая из жизни автор показывает…», «Полностью раскрыть проблему помогает история, которую рассказывает…».
  • Правильно писать сочинение ЕГЭ помогут несколько советов:
  • Выпускники сами решают, как начинать писать сочинение-рассуждение, но лучше всего не использовать в первом предложении сочинения (да и в остальных) такие обороты, как: «Мне понравилась статья…», «Эта статья меня привлекла…», «Я внимательно прочел…», «Автор хорошо написал…».
  • Многим выпускникам сложно уследить за логикой повествования – для того чтобы писать сочинение, в черновике можно сначала составить план работы и по пунктам ее разложить. Это позволит избежать логических ошибок.
  • Не нужно перегружать сочинение – часто использование некоторых слов не только не демонстрирует знания выпускника, но и приводит к речевым ошибкам. Образец такой ошибки: «композиция построена» или «привлекает внимание композиционное построение текста».
  • Сочинение-рассуждение должно в полной мере раскрывать все достоинства произведения, поэтому все суждения должны быть максимально корректны, а свою точку зрения не стоит считать единственно верной.
  • Не нужно навязывать свою точку зрения, ее нужно грамотно аргументировать. Как это сделать? Очень просто – в сочинении нужно приводить факты и цитаты из исходного варианта. Также не нужно утверждать, что автор хотел сказать именно то, что выбрал экзаменуемый, – лучше писать свои предположения.
  • В сочинении не должно быть фактических ошибок: например, если вы не помните отчество писателя, лучше вовсе отказаться от его упоминания.
  • Не нужно чрезмерно восхищаться исходным текстом и другими произведениями автора.

Ученикам старшей школы, которые задаются вопросом, как писать сочинение ЕГЭ, стоит поискать в интернете примеры прошлогодних работ, а также подробные разборы сочинений прошлых лет в текстовом или видеоформате.

И, конечно, лучший способ написать сочинение на максимальный балл – постоянно тренироваться. Только практика поможет не растеряться на экзамене и в короткое время написать достойное рассуждение на заданную тему.

Источник: https://activityedu.ru/Blogs/lifehack/kak-pisat-sochinenie-ege/

Ссылка на основную публикацию