Как учить стихи

админ 15 – Март – 2016

Мало кому из детей нравится учить наизусть стихи, однако заучивание стихотворных текстов из скучной зубрежки можно превратить в увлекательное занятие, если знать, как правильно учить стихи.

Как правильно учить стихи: пошаговая инструкция

Как учить стихиНачинать заучивать стихотворение нужно заранее, желательно дня за три до того момента, когда оно должно быть рассказано наизусть. Предложенная ниже пошаговая инструкция поможет вам узнать, как правильно учить стихи с ребенком.

Шаг 1. Прежде чем учить стихотворение, нужно познакомиться с текстом. Для этого ребенок должен прочитать текст дважды сам и один раз прослушать его в исполнении профессионального чтеца.

Если не удалось найти текст конкретного стихотворения в исполнении артиста, прочитайте его ребенку сами.

Этот этап необходим для того, чтобы перед заучиванием познакомиться с сюжетом поэтического произведения, прочувствовать ритм стиха и стиль.

Шаг 2. После прочтения обсудите с ребенком текст, какие персонажи фигурируют в произведении, какие события происходят, какие чувства вызывает стихотворение. Спросите у ребенка, какие герои ему нравятся, а какие нет и почему.

Как, на его взгляд, выглядят те или иные персонажи? Вместе с ребенком можно нарисовать героев произведения или ключевые события, описанные в тексте.

Вся эта работа позволяет подключить к процессу заучивания образное мышление, которое у детей развито лучше всего. 

Шаг 3. Еще раз сами прочитайте текст, расставляя смысловые акценты. Затем предложите прочитать стихотворение ребенку, копируя при чтении ваши интонации (играем в мартышку).

Шаг 4. Если вы учите стихотворение со школьником – пусть он перепишет текст столбцами, проговаривая каждый переписанный столбец.

Затем к каждому столбцу можно сделать зарисовку в виде схематической картинки или шаржа. Если вы учите стихотворение с дошкольником – зарисуйте его в виде комиксов.

Художественные способности в данном случае значения не имеют – можно рисовать персонажей схематически и достаточно примитивно.

Шаг 5. Еще раз читаем стихотворение и просим ребенка воспроизвести текст с опорой на картинки. Если ребенок забывает или путает что-то – подсказываем и поправляем его. На следующий день возвращаемся к повторению текста с опорой на рисунки. Потом картинки убираем. 

Старшим школьникам рекомендуется учить стихи, придерживаясь той же системы, только читать текст, подросток будет уже сам. А вот прослушать произведение в исполнении профессионального чтеца очень даже рекомендуется ребятам любого возраста, чтобы понять, как интонировать текст, как расставить акценты, где сделать паузы.

Как учить стихи быстро

Как учить стихиКак учить стихи наизусть быстро, если возникла такая необходимость? Здесь есть несколько маленьких секретов. Так, приступать к заучиванию лучше вечером и обязательно повторить текст перед сном. Начинать заучивание следует с прочтения произведения целиком несколько раз вслух. Если стихотворение вы учите с маленьким ребенком – с выражением читайте ему стихотворение, сопровождая чтение демонстрацией картинок. Затем нужно разбить текст на смысловые циклы и стараться запоминать сразу целый цикл. Если есть такая возможность, найдите запись декламирования произведения артистом или запишите собственное чтение на диктофон. Запись нужно прослушивать многократно с небольшими перерывами на другие дела. Утром вам потребуется лишь пару раз повторить заученное произведение вместе с ребенком, и он уже сможет воспроизвести весь текст наизусть. 

Как правильно учить стихи в больших объемах

А как правильно учить стихи длинные или несколько текстов сразу? Принципы заучивания остаются теми же самыми: чтение произведения, осмысление его настроения, понимание сюжета и цепочки событий, которые приводят героев к финалу. Затем текст следует разделить на смысловые части, так, чтобы в одном куске текста заключалась одна сюжетная линия или одно событие, и заучивать весь кусок.

Если нужно выучить несколько стихотворений, то с каждым следует работать так, как рекомендовано в пошаговой инструкции «Как правильно учить стихи».

Как учить стихи: типичные ошибки

Как учить стихиНередко заучивание стихов превращается в сущее мучение и для ребенка и для родителей лишь потому, что делается это неправильно. А ведь учить стихи – занятие очень полезное и его можно превратить в увлекательную игру. 

Разберем, какие самые распространенные ошибки делают люди при заучивании стихотворных текстов:

1. Попытка заучить весь текст разом или, наоборот, построчное заучивание. И то и другое – ошибка. Любой текст лучше заучивать смысловыми частями. 
2. Запрет на подсказки и подглядывание в текст.

Правильно как раз заглянуть, и, вспомнив забытую словоформу, читать текст наизусть дальше.

Пауза, сделанная для попытки вспомнить забытую часть текста, вряд ли приведет к тому, что нужное слово или словосочетание будет припомнено без подсказки, а вот из ритма стиха эта пауза выбьет, что приведет к запинкам и дальше.
3.

Стремление во что бы то ни стало воспроизвести весь текст без запинок с первого заучивания. Это практически невозможно. Даже если стихотворение требуется выучить быстро, нужно сделать перерыв в заучивании, переключиться на какую-то другую деятельность и вернуться к повторению текста минут через 10-15.

Источник: https://bebiklad.ru/stihi/kak-pravilno-uchit-stihi

Тренируем память: как быстро выучить стихотворение

С чувством, с толком, с расстановкой. Ещё лучше делать это перед зеркалом. Читайте медленно, громко, выразительно расставляйте смысловые акценты: понижайте голос на спокойных моментах, выделяйте интонацией эмоциональные.

Рифма сама по себе способствует запоминанию, но чтение вслух помогает уловить ритм. Особенно этот метод помогает аудиалам — тем, кто лучше воспринимает и запоминает информацию на слух.

Как учить стихи

Пишите на бумаге

Прочитайте стихотворение несколько раз и попробуйте записать то, что запомнили. Так вам сразу станет понятно, в каких местах у вас возникают трудности и что нужно перечитать ещё раз. Кроме того, работа руками подключает двигательную память.

Если в это время вы будете проговаривать текст вслух, то у вас одновременно будут работать три вида памяти: зрительная, двигательная и слуховая, а значит, запоминать будет намного легче.

Напевайте

Пение помогает запоминать большие стихи. Попробуйте положить стихотворение на мелодию, которая вам нравится. Или проверьте, не сделал ли это кто-то уже до вас. Наверное, вы легко сможете воспроизвести стихотворение Марины Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…», вспомнив песню из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

Разберитесь с непонятными моментами

Нам очень трудно запомнить то, чего мы не понимаем. А поэтический язык, как правило, сильно отличается от разговорной речи: вам наверняка встретятся незнакомые или устаревшие слова, непривычные грамматические обороты и конструкции, неизвестные имена и названия.

Разберитесь со всеми непонятными словами. Посмотрите их значения в словаре.

Для примера возьмём стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и выпишем из него все слова, с которыми могут возникнуть сложности: Александрийский столп, пиит, тунгус.

Узнаём, что Александрийский столп — памятник Александру I в Петербурге на Дворцовой площади, пиит — устаревшее обозначение поэта, а тунгусы — название эвенков.

Теперь вы сможете себе представить, о чём идёт речь.

Но имейте в виду, что в отдельных случаях важно понимать не просто отдельные слова, а контекст: аллюзии, аллегории. Поэтому полезно прочитать анализ стихотворения или поискать историю создания.

Используйте ассоциации

Вызубренная информация довольно быстро вылетает из головы. Метод ассоциаций помогает закрепить её практически навечно.

Суть метода в том, что нам необходимо создать комбинацию из новой информации и того, что нам уже хорошо знакомо. Наш мозг лучше запоминает образы, то, что можно увидеть и потрогать, а потом представить. Именно по этой причине мы лучше запоминаем лица людей, чем их имена.

Сначала придумайте яркие зрительные образы для каждой строки. При этом ассоциация должна быть индивидуальной и возникать у вас в голове без усилий.

Для примера возьмём отрывок из стихотворения Пастернака:

Февраль. Достать чернил и плакать!

  • Писать о феврале навзрыд,
  • Пока грохочущая слякоть
  • Весною чёрною горит.

Итак, вот ассоциации для первой строки: человек в пальто идёт по грязному, но глубокому снегу.

Как учить стихи

В кармане у него разлитые чернила, которые он зачерпывает и держит в ладони. Чернила, просто налитые в карман, — довольно запоминающийся образ. Чем ярче, необычнее, интереснее получится ассоциация, тем лучше.

Таким же образом придумайте ассоциации для всех последующих строк. А затем запоминайте и повторяйте. Любая техника окажется абсолютно бесполезной, если вы не будете прилагать усилий для запоминания.

Используйте метод снежного кома

Если ассоциации не помогают, попробуйте заучить. Для этого прочитайте первую строку и несколько раз повторите её вслух. Когда хорошо её запомните, переходите ко второй: прочитайте её несколько раз и свяжите с первой. Повторите несколько раз: первая строка, вторая. Затем переходите к третьей. И так до конца.

На заучивание стихотворения уходит много времени, особенно если вам нужно выучить большой объём текста. Зато перед выступлением вам будет нужно прочитать только первую строку: остальные возникнут в памяти сами собой.

Дополнительные рекомендации

Чтобы запоминание происходило быстрее и легче, воспользуйтесь этими советами.

  1. Создайте благоприятную обстановку. Если вам проще сосредоточиться в тишине, учите, когда никого нет дома. Если же привыкли к фоновому шуму, включите негромкую музыку. Занимайтесь там, где чувствуете себя комфортно и где ничто вас не отвлекает.
  2. Попросите помочь другого человека. Прочитайте ему выученное стихотворение. Можно воспользоваться методом эха: человек говорит вам строку, вы повторяете, а затем пробуете воспроизвести весь отрывок. Или он говорит первую строку — вы вторую, он третью — вы четвёртую. А потом наоборот.
  3. Сделайте шпаргалку. Выпишите из стихотворения ключевые слова, которые помогут вам быстро вспомнить содержание. Если вы учите по методу ассоциаций, можно нарисовать схематичный комикс: ассоциации на места, которые не всегда получается правильно воспроизвести.
  4. Делайте перерывы и повторите стихотворение перед сном. Это поможет вам расслабиться и разложить новую информацию по полочкам.

Источник: https://Lifehacker.ru/kak-vyuchit-stix/

Как быстро и легко учить стихи

Изучение детьми стихотворений — одно из обязательных условий учебной программы, как в школе, так и в детском саду. У одних семей подготовка к уроку или утреннику проходит легко, с радостью и энтузиазмом, а у других выучить стихотворение — это нервы и испорченное настроение.

От учебы и ее требований оградить ребенка не получится, да и не нужно, лучше помочь ему освоить одну или несколько техник быстрого запоминания рифмованных строк.

Тем более что декламация стихов развивает объем памяти, риторику, обогащает словарный запас, помогает ребенку свободно чувствовать себя перед аудиторией, а это повышает и авторитет, и самооценку.

Почему дети отказываются выучить стих и как их мотивировать

Как учить стихи

Если дело начнет налаживаться, нужно полюбопытствовать какие слова запоминаются особенно трудно, объяснить их смысл, привести более понятные синонимы и примеры использования сложного слова. Когда ребенок понимает о чем рассказывает, запоминать чередование слов становится намного легче.

В процессе заучивания – главное последовательность. К каждой следующей строке можно переходить лишь тогда, когда предыдущая будет 100% запомнена. Выучили первую строку – повторили, далее выучили вторую, повторили две вместе и так до конца.

Как учить стихи

Не нужно пытаться с ребёнком заучивать стихи за один день. Старайтесь разбить их допустим на неделю, каждый день по четверостишию.

Ранние занятия

Для того чтобы ребенок в будущем легко запоминал стихи, необходимо с раннего детства вводить его в мир поэзии.

  • С самого рождения малыш должен слышать потешки, поговорки, песенки от родных. Так он привыкнет к стихотворной структуре и в дальнейшем будет намного охотнее и быстрее запоминать.
  • Часто используйте рифму в повседневной жизни: каша – для Маши, цветочек – листочек и т.п. Играйте в специальные игры – https://iqclub.ru/.
  • При чтении стихов и заучивании хорошо поддерживать его ритм – покачиваться, жестикулировать, пританцовывать, ходить.
  • Лучшим возрастом для заучивания стихотворений считает период от 3,5 до 5,5 лет, когда память развивается особо интенсивно.
Читайте также:  Как научить детей писать красиво

Эффективные способы как запомнить стих

Приведенные методики подойдут и для разных возрастов, но особенно они пригодятся школьникам.

  1. Стихи хорошо учатся под иллюстрации. Заучили строку – изобразили, переходим к следующей. Так к моменту окончания зубрежки будет и стих, и альбом картинок к нему.
  2. Хороший способ — стих, который необходимо запомнить, много раз просто прочитать вечером перед сном, а утром закончить обучение. Ночью мозг продолжает обрабатывать потоки информации, поэтому запоминание будет более эффективным.
  3. Начитайте текст на диктофон и прослушивайте его урывками по несколько строк. Прослушав один фрагмент останавливайте запись и повторяйте услышанное. Слушать стих подросший ребенок может и в наушниках, играя или занимаясь другими делами.
  4. Можно переложить слова на любимый мотив и читая, как бы петь его, затем повторять уже без помощи книги. Такой способ позволяет всего на 10-15 минут справиться с несколькими четверостишиями, кроме того, это очень весело.
  5. Учим стих по частям. Стих нужно прочитать три-четыре раза. Первые разы быстро, для ознакомления, далее медленнее. Читать необходимо вслух, проговаривание — один из хороших способов запоминания. Потом читаете две строки, отворачиваетесь от книги – повторяете. Запомнили, учите следующие две строки, соедините с предыдущими. Так, каждый раз выучивая новую строку, нужно повторять ее вместе с началом произведения.
  6. Выпишите особые слова текста – те, на которых постоянно «спотыкаетесь», на бумагу, положите листик перед собой и рассказывайте ориентируясь на эти «знаковые» места.
  7. Чтобы запомнить длинный стих его, также как и любой другой, необходимо прочитать вслух несколько раз. Разобраться со всеми непонятными словами и выражениями, представить мысленно образы, о которых идет речь в стихотворении. Потом возьмите лист бумаги и ручку и перепишите весь стих, диктуя себе вслух его строки. Продолжайте учить по написанному вашей рукой тексту – подключится зрительная и ассоциативная память. Техника учения – традиционная по две строки. Первые запомнили, берите следующие, запомнили, соединяете с ранее выученными. После удачных двух-трех строф делайте перерыв минут 10-15, потом продолжайте. Когда почувствуете, что почти справились, занимайтесь другими делами, но вслух повторяйте стихотворение, стараясь больше внимания уделять сложным для запоминания местам. Перед сном прочтите весь текст, а после пробуждения расскажите его без шпаргалок. При необходимости прочтите еще два-три раза перед выступлением.

Метод переписывания действительно очень эффективный. Любое стихотворение запомнится в несколько раз быстрее, если самостоятельно под свою диктовку записать его на бумаге, а потом продолжать учить уже по своим записям, а не из книги. Плохо поддающиеся запоминанию места можно выделить красным маркером.

Источник: https://iqclub.ru/blog/2017/04/kak-bystro-i-legko-uchit-stikhi/

Как быстро выучить стихотворение наизусть с ребенком

Главная › Дети от 1 года до 7 лет

02.08.2015

Как учить стихиПриветствую вас, друзья. Сегодня расскажу секреты, как быстро выучить стихотворение наизусть с ребенком. Стихи помогают в развитии памяти, речи ребенка, способствуют общему развитию. Детям, которые учили стихи в дошкольном возрасте, намного проще будет в будущем, когда пойдут в школу, ведь там часто задают задания и надо выучить наизусть стихи в достаточно сжатые сроки. Но многие родители не знают, как учить с ребенком стихи, с чего начать, на что обратить внимание при заучивании. В сегодняшней статье я расскажу о секретах и методиках заучивания стихотворений.

Секреты как учить с маленьким ребенком стихи

Существуют разные методы, помогающие учить стихи с детьми, из которых родители смогут выбрать тот, который будет удобен им и ребенку либо можно сочетать их между собой.

  1. Делим стихотворение на части. При изучении стихов рекомендуется делить их на части, желательно, чтобы они были смысловыми. Даже небольшое четверостишие можно поделить на две части по две строчки. В первый день выучите первые две строчки, время от времени вспоминайте их, повторяйте. На следующий день повторите предыдущие строчки и выучите дополнительно две новые.
  2. Плавно увеличиваем объем стихотворений. Для начала лучше всего выбрать небольшое стихотворение, состоящее буквально из четырех строчек. Позже, когда ребенок его выучит, можно взять для изучения стих немного больше предыдущего.
  3. Не торопитесь. Многие родители спешат, пытаясь с ребенком выучить множество стихов в короткое время. Не нужно никуда торопиться. После того, как ребенок рассказал в первый раз стих, нужно время, чтобы он его запомнил, а не забыл через час.
  4. Представляем стих. Детям легче запомнить стих, если они представляют то, о чем он. Поэтому прежде, чем приступить к заучиванию текста, предложите ребенку его представить, а лучше всего – нарисовать то, о чем говорится в строчках произведения.
  5. Объясняем ребенку непонятные, сложные слова и фразы. Часто в стихотворении можно встретить слова или метафоры, значения которых малыш еще не знает. Обязательно объясните, что значит каждое неизвестное слово, фраза, словосочетание. Придумайте как можно больше синонимов к непонятным словам, которые будут ясны ребенку. В противном случае малышу будет сложно быстро выучить стихотворение, значение слов которого он не знает.
  6. Пересказываем стихотворение. После того, как вы выразительно прочитали стих, перескажите его своими словами, доступным языком для малыша, попутно поясняя непонятные моменты. После этого попросите ребенка пересказать стих своими словами по памяти.
  7. Следите за интонацией при чтении стихотворения, делайте паузы, когда это требуется. Приучайте ребенка с первых же дней рассказывать стихи с выражением. Для этого для начала необходимо самостоятельно прочитать малышу текст с интонацией, чтобы он мог прочувствовать каждое слово, понять, что пытался донести автор произведения. Можно во время воспроизведения демонстрировать действия, в соответствии со словами: ходить по комнате, приседать, наклоняться, показывать высокий (вверх руку) или маленький (руку опустить низко).
  8. Можно облегчить изучение стихотворения с помощью обычного… мячика. Для этого один из родителей кидает мяч в руки ребенку и произносит первую строку стихотворения, малыш, в свою очередь, кидает мячик обратно, повторяя, сказанное родителем. Далее таким же образом продолжаем со второй строкой и последующими. Когда ребенок выучит стихотворение, можно предложить кидать мячик друг другу и по очереди называть слова из выученного стиха. Так незаметно, играя, ребенок сам не заметит, как выучит стихотворение наизусть быстро.

Советы как быстро выучить стихотворение наизусть

  1. Для детей лучше выбирать стихотворения А. Барто, С. Маршак, С Капутикян. В стихах перечисленных поэтов присутствуют конкретные образы, и ребенку будет легче представить то, о чем говорится в стихотворении, что ускорит процесс запоминания текста.

  2. Выбирайте стихи, в которых содержится много глаголов, существительные, динамика действий, так как такие стихи детям запомнить проще.
  3. Чаще пойте или включайте диск с записанными на нем детскими песенками. Постепенно, слушая изо дня в день песни, ребенок будет запоминать слова и со временем начнет подпевать.

  4. Во время игр и ежедневных дел (умывание, одевание, кормление) сопровождайте действия стишками, потешками. Во время прогулок, по пути в магазин за продуктами, на развивающий кружок либо в детский садик повторяйте стихи, которые были выучены ранее либо рассказывайте новые.

  5. Не настаивайте на изучении стихов, если ребенок не в настроении, чем-то занят, расстроен. Это может отбить у ребенка всякое желание, и он потеряет интерес к стихам.

Как учить стихи. Мой опыт

Теперь расскажу, как мы начинали учить стихи с Леней и Настей. Сыну сейчас 5 лет и он знает много стихотворений, но мы все-равно продолжаем учить новые и он делает это с удовольствием.

  Насте 2 года 8 месяцев с ней мы тоже учим стихи, конечно, попроще и знает она поменьше, чем Леня.

Но с удовольствием рассказывает с выражением (некоторые слова бывает, что пропускает) «Зайку бросила хозяйка», «Уронили мишу на пол», «Идет бычок качается», «Миша косолапый» (при этом в конце обязательно топает ногой:)), частично «Федорино горе», «Мойдодыр» и «Муху цокотуху».

Как же мы учим? Когда мы качаемся, например, на качельке, куда-то идем, либо готовлю кушать — я ей рассказываю различные стишки. Дома у нас постоянно включен диск со стихами А. Барто и детские песенки (она уже подпевает песенки крокодилу Гене «Пусть бегут неуклюже»).

  • Когда мы учим новое стихотворение я рассказываю сперва сама стихотворение полностью.
  • Далее я читаю строчку из произведения и даю повторить Настюшке за мной и так до конца всего стихотворения.
  • После того, как предыдущий пункт пройден (бывает и несколько раз) мы приступаем к следующему шагу: я рассказываю слова из первой строки стихотворения, но последне слово даю сказать дочке.
  • Следующий шаг аналогичен предыдущему, только дочка говорит два последних слова, потом три.
  • На последней стадии я говорю первое слово в строке, а дочка оставшиеся слова. Так продолжаем до тех пор, пока сама полностью не сможет рассказать все стихотворение.

Написала много, но на самом деле это совсем несложно, проходит в игровой форме и дочка получает от занятия большое удовольствие. А как ей нравится потом всем демонстрировать свое умение рассказывать стихи, прям улыбка до ушей, глазки сияют:)

Вот и все секреты о том,  как правильно выучить с ребенком стихотворение не принуждая и не заставляя его к этому. Учите стихи, играя, и тогда в будущем малыш сохранит любовь к поэзии. Поделитесь, пожалуйста, в комментариях, а как вы учите стихотворения с детьми, может у вас есть свои секреты?

Источник: https://7ya-mama.ru/kak-uchit-s-rebenkom-stixi.html

Как учить стихи наизусть быстро. Советы учителя литературы

  • Сначала надо осмыслить, зачем мы собираемся учить стихотворение.
  • Может быть, мы готовимся к конкурсу чтецов?
  • Или нам понравилось какое-то стихотворение до такой степени, что хочется его повторять и повторять все время, где бы мы ни находились?
  • Или мы готовимся к экзамену по литературе?
  • Наконец, стремимся выполнить домашнее задание к уроку: не выучишь — получишь «пару».

Методы в этих случаях могут отчасти и не совпадать. Так, чтобы блеснуть на конкурсе или вспомнить произведение через полгода на экзамене, учить его надо начинать по крайней мере за три дня. А просто «чтоб двойку не поставили», выучить можно и за один вечер. Но и забудется оно так же быстро, а если мы внезапно собьемся, отвечая, то припомнить продолжение нам будет трудно.

Сразу можно сказать, что последняя мотивация — самая неудачная. Педагоги называют ее «внешней». Это значит, что цель не связана собственно с заучиванием стиха: ученику не стихи интересны, а возможность избежать плохой отметки.

И отсутствие правильной мотивации может в данном случае сыграть злую шутку. Наверное, со всеми так бывало: учишь, учишь, уже измучился, а ничего не выучено. Это потому происходит, что мозг человека — орган вовсе не простой.

Наше сознание ощущает бессмысленность дела, и память не включается в работу.

Итак, первый ответ на вопрос, как же выучить стихи, будет немного странным: надо заставить себя захотеть выучить это произведение.

Представим себе, как мы его выучим и с выражением продекламируем, как все удивятся, как рада будет учительница, как восхитятся одноклассники и родители. Перестанем называть произведение даже в мыслях «дурацким стишком» или еще как-то нехорошо.

Читайте также:  Как подключить системный блок

Постараемся отнестись к нему с симпатией — оно тогда запомнится быстрее и легче. Парадоксально, но факт: дело, которое нравится, всегда удается лучше.

Ищу средство

Для быстрого и прочного запоминания необходимо задействовать все способы. Если вы учите стихи с ребенком, помогите ему “проработать” произведение, опираясь на все виды памяти:

  • Зрительная. Внимательно прочтем стихотворение, обращая внимание на его расположение на странице, шрифт, стараясь затем вообразить себе эту страницу с напечатанным на ней произведением.
  • Слуховая. Прочитаем стихотворение вслух. Можно записать себя на диктофон, или попросить кого-нибудь прочитать стихотворение вслух, или найти в интернете это произведение в исполнении профессионального артиста или участника конкурса чтецов. Постараемся вспомнить чтение с интонацией, паузами, заставить голос исполнителя звучать в нашей памяти.
  • Моторная. Перепишите аккуратно и без ошибок стихотворение на бумагу. Можно писать поочередно ручками разных цветов. Тогда нам будет его легче припомнить. Неплохо еще и рисуночки делать возле строчек или строф. Если мы переписывали стихотворение, теперь подсматриваем только в него, а не в книгу.
  • Эмоциональная. Постараемся прочувствовать все, о чем мы читаем, ощутить запахи, прикосновение ветерка, стужу, зной — то, о чем говорится в произведении. Потом мы вспомним свои эмоции и слова тоже.
  • Смысловая. Необходимо точно представлять себе, о чем идет речь в стихотворении. Тогда можно припомнить и по смыслу, «о чем там дальше».

Конечно, все это требует времени. То есть ответ на вопрос, как выучить стих за 5 минут, нам уже очевиден. Никак. Разве что там одно четверостишие или вообще пара строк.

Распределяю время

Итак, чтобы хорошо и надолго запомнить стихотворение, его лучше начать учить заранее, дня хотя бы за два. Тогда времени мы затратим намного меньше: за сутки информация уляжется у нас в голове и усвоится лучше.

Можно порекомендовать такой план:

  • Первый день. Прочитать стихотворение вслух, убедиться, что все понятно. Прочитать еще раз или прослушать чтение. Постараться ощутить эмоции, которые испытывал и хотел передать нам автор, вообразить то, о чем написано в произведении. Переписать. Учить по 1-2 строчки, подсматривая в свой листок.
  • Второй день. Попытаться припомнить все, что учили; можно подсматривать в листок, но не читать по нему. Если припомнилось мало, начать снова учить по одной-две строки таким способом.

Способ «пирамиды»

Выучили две строки. Учим вторые две вместе с первыми. Затем третью пару вместе с предыдущими четырьмя строками. И так далее. Если стихотворение короткое, то можно его так до конца и доучить. Если длинное, то, выучив восемь строк, начинать с третьей строфы все заново: две строки, две плюс две, еще две плюс четыре и т.д.

  • Третий день. Повторить, отрепетировать декламацию с выражением.

Проблемы и хитрости для их решения

Что делать, если запомнили произведение все равно плохо? Или в целом стихотворение помним, но несколько строк всегда забываем? Или путаем последовательность частей длинного произведения?

Попробуем справиться с этими проблемами.

Что делать, если стихотворение запоминается плохо, как бы мы ни трудились?

  • Давайте поиграем в «стихопаззлы». Для этого еще раз перепишем аккуратненько стихотворение и разрежем листок на полоски по одной или две строки. Теперь перемешаем. А теперь попытаемся восстановить. Справились с легкостью? Переходите ко второму этапу. Не получилось? Прочитайте стихотворение вслух целиком или прослушайте запись и снова складывайте. Так надо сделать несколько раз, пока не будет получаться легко и быстро.
  • Теперь второй этап. Разрежьте каждую полоску вдвое поперек (слова разрезать не надо), снова перемешайте и снова разложите. Если и это не представляет для вас сложности, режьте на отдельные слова. И складывайте в стихотворение. После этого наверняка стихотворение запомнится за 5 минут.

Забываете только несколько строчек? Сделайте то же самое только с этими строчками. А можно и слова порезать на половинки.

Помните стихотворение по «кускам», как заучивали, а что там за чем, забываете?

Это нередко бывает, если стихотворение лирическое, в нем повторяются строки или части строк (анафора, которая придает столько выразительности и композиционной красоты стихотворению, очень мешает его запоминанию!) Тогда наша задача — работать над «стыками» между «кусками».

Раньше мы учили строки с первой по восьмую, затем с девятой до шестнадцатой, с семнадцатой по двадцать четвертую и так далее. А теперь учим вместе восьмую и девятую, шестнадцатую и семнадцатую и так далее. Эти «пары» пишем, повторяем на все лады, режем на полоски и на слова и поем на разные мотивы.

Какие хитрости еще можно использовать?

  • Есть ребята, которые к каждой строке делают что-то вроде иллюстрации, а потом вспоминают картинку и с ней строку.
  • А еще некоторые люди хорошо запоминают стихотворение, если они его напевают на какой-нибудь мотив.
  • Можно попытаться прочитать стихотворение по строфам разными голосами. Строфа — это четверостишие или, например, шестистишие — то, что отделяется пустой строкой; иногда дети зовут строфы «куплетами». Например, первую строфу читать басом, вторую — пищать, как мышь, третью шипеть, как змея, и так далее. Потом это может помочь вспомнить.
  • Используйте элементы пантомимы. Можно пластически показать разные эмоции или понятия. Читая, вы припомните: вот в этом месте я пожал плечами, здесь приложил руку к уху, а здесь засмеялся. Старайтесь читать эмоциональнее — то, что мы прочувствовали, мы запоминаем лучше.

Надеемся, наши советы помогут вам или вашему ребенку выучить стихотворение быстро и запомнить его надолго.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые

Как учить стихи

Источник: http://pedsovet.su/metodika/6720_kak_uchit_stihi_naizust

Как правильно учить стихи?

Есть множество способов, худший из которых – тупая зубрежка. Вообще хорошо для начала понять, какие из навыков развиты лучше: слух, воображение, умение сооружать Лего из ёжиков, виртуозное ковыряние в носу, и на этом навыке делать упор.

Например:

1) Представить себя артистом. Поставить себе несколько задач: эту строфу рассказываю, как Толян из подсобки, в этой строфе я – Снежана из гейбара напротив и тд. Или придерживаться одного образа в течение всего процесса выучивания, параллельно созвав своих котов и вещая на них.

2)Умею рисовать и у меня хорошо развито визуальное мышление (так говорят вообще? Ну да ладно). Смысл понятен. Рисуем образы в той последовательности, в какой они идут в стихотворении.

Тут, кстати, хорош метод с эмодзикараоке, т.е перевести стихи в шрифт эмодзи. Тут будет бомбить мозг, пока подберёшь нужный эмодзи, но так и лучше запомнится. К примеру: «Мороз и солнце. День чудесный.

Ещё ты дремлешь друг прелестный»

  • ❄️☀️
  • Источник: https://TheQuestion.ru/questions/355260/kak-pravilno-uchit-stikhi

    Как учить стихи с ребёнком: полезные советы | Азбука воспитания

    Простые, но эффективные советы, как помочь ребенку выучить стихотворение.

    Совет 1. Найдите непонятные слова

    Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком, должен сам прочитать его с выражением.

    Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их.

    Спросите его, о чем говорится в этой или иной строчке? Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз. Приступайте к заучиванию только после такой предварительной работы.

    Совет 2. Увеличивайте объем постепенно

    Возьмите для первого раза стихотворение, строки которого состоят из 3–4 слов. Для начала подойдёт двустишье или четверостишье. Позже можно брать стихотворения большего размера, делить его на четверостишия и заучивать по порядку. В первый час два четверостишия. Потом следующие два. Именно по два, а не больше.

    Совет 3. Визуализируйте стихотворение

    Визуализируйте стихотворение. Помогите ребёнку представить происходящее, расскажите о деревне, в которой жил маленький мальчик «мужичок с ноготок», о том, как его отцу тяжело было прокормить большую семью, о лютом морозе. Также стихотворение можно нарисовать – в виде символов или сделать иллюстрацию к тексту.

    Совет 4. Подключите эмоции

    Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, – такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Некоторые воспитатели в детских садах приучают детей к невыразительной манере чтения стихов.

    Ребятишек в группе много, и коллективное заучивание невольно превращается в монотонное «Та-та, та-та, та-та, та-та…» Это неправильно! Учить стихотворение лучше индивидуально, так что помните об этом и держите ситуацию под контролем.

    Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.

    Совет 5. Переведите рифму в прозу

    Если ребёнку трудно даётся заучивание рифм, переведите стихотворение в прозу. Прочитайте ему произведение целиком и попросите рассказать о чём в нём говориться. Можно помочь, задавая наводящие вопросы. Таким образом, сформируется смысловая последовательность. После такой обработки заучивание стихотворения пройдёт легче и быстрее.

    Совет 6. Нарисуйте стихотворение

    Нарисуйте с ребенком стихотворение. Четверостишие за четверостишием. И вовсе не обязательно создавать шедевры изобразительного искусства. Достаточно будет схематических рисунков. Сначала рисуем, а потом рассказываем стихотворение по картинкам. В общем, поиграйте в иллюстраторов. Этот метод хорош тем, что к процессу запоминания подключается зрительная память.

    Совет 7. Поиграйте в театр

    Инсценируйте стихотворение. Каждую строчку произведения можно не просто читать, а еще и показывать. Если действующих лиц много, можно привлечь к представлению всех членов семьи.

    Совет 8. Используйте диктофон

    Сейчас в каждом телефоне есть встроенный диктофон. Сделайте аудиозапись стихотворения, прочитанного ребенком, а затем включите запись и дайте ему прослушать. Так, вы подключите к процессу слуховую память, и значительно повысите шансы ребенка запомнить те строки, которые никак не поддаются.

    Совет 9. Разрежьте стихотворение на строчки

    Разрежьте стихотворение на строчки. Это способ закрепить выученный стих в памяти, перевести его из памяти кратковременной в долговременную. Нужно распечатать стихотворение на листе бумаги или просто написать. Главное чтобы шрифт был крупным. А потом взять и разрезать стих на отдельные строки. Перемешать и предложить ребенку выложить строчки в нужном порядке.

    Совет 10. Повторяйте выученное

    Вместе с ребенком повторяйте выученное стихотворение через промежуток времени: перед сном, на следующий день, через неделю. Только не стоит делать это в виде экзамена: «А ну-ка, расскажи, я посмотрю, как ты запомнил». Гораздо эффективнее, если вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке, или если Вы начнете рассказывать, а потом «забудете» и попросите ребенка помочь.

    Совет 11. Не откладывайте заучивание

    Не откладывайте заучивание стихотворений до школы. Начинать учить стихотворения наизусть желательно не позже 3–4 лет.

    Совет 12. Делайте перерывы

    Делайте перерывы для отдыха, чтобы однообразное занятие не наскучило.

    Совет 13. Никакого насилия!

    Не заставляйте ребенка и не наказывайте за неудачи.

    Совет 14. Учитывайте индивидуальные особенности

    Выбирайте стихотворение в соответствии с возрастом и темпераментом ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным – размеренные, плавные.

    Совет 15. Учите с целью

    Поначалу учите стихотворение в качестве подарка: для мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза.

    Источник: https://azbyka.ru/deti/kak-uchit-stihi-s-rebjonkom-poleznye-sovety

    Ответы@Mail.Ru: как быстрее выучить стих наизусть?

    1) Учить по строчке, постепенно добавляя новую выученную строчку к предыдущим, как будто нанизываешь бусинку на ниточку.

    Например, ШАГ 1 – зазубрил 1 сторочку Шаг 2 – зазубрил 2 строчку Шаг 3 – повторил 2 строчки вместе несколько раз Шаг 4 – зазубрил 3 строчку Шаг 5 – повторил теперь уже 3 строчки вместе То есть смысл не только в том, чтобы запоминать каждую строчку по отдельности, а каждый раз после того как ты её выучил повторять весь стих сначала с этой новой строчкой. Это тяжело сначала.

    2) есть такой метод запоминания слов иностранного языка – произносить их с разными интонациями, в разной манере. Я опробовала этот метод на своих студентах, действительно работает!! ! К стихотворению тоже подойдёт. Например, первый раз читаете стих шёпотом. Второй раз поёте его. Третий раз читаете торжественно, словно поздравляете кого-то.

    Четвёртый раз читаете смущённо, словно стесняетесь кого-то. Пятый – раздражённо. Шестой – словно в отчаянии. Седьмой с сочувствием. И так далее, на что фантазии хватит.

    Это и развлечёт вас и в память засядет крепко! ! 3) Читала когда-то, что чтобы выучить стих, надо пересказать его в прозе, то есть своими словами передать то, что там описывается, но как можно ближе к тексту, не забывая детали. Это даст вам возможность запомнить основные смысловые части и хронологию событий. Ну, если вы его ещё и напишете пару раз после всех этих приёмов, то тогда вообще на всю жизнь запомните. Кстати, под подушку положить книгу – чисто психологический приём, но он тоже имеет своё воздействие, придаёт уверенности. Желаю удачи!! !

    я в свое время переписывал оно само запоминалось!

    постарайся вникать в смысл слов.. . дели на части стихотворение.. . есть очень много способов, но не на всех они действуют…

    попробуй написать стих, произнося его в слух.. . далее прочитай раз 5-10

    первый вариант учить по строчке! второй вариант сесть в шпагат и учить. Но сделать условие пока не выучишь со шпагата не встанешь!

    Во-первых, несколько раз почитать, вникая в смысл. Отложить, через несколько минут попробовать повспоминать; что не вспоминается – подсмотреть. Отложить, через несколько минут повторить.

    Пытаться вспомнить не подсматривая, пусть и не быстро. Опять несколько раз внимательно прочитать, обращая внимание на “выпавшие ” куски. Сразу попробовать вспомнить полностью не подсматривая, в конце просмотреть и отложить.

    Через несколько минут.. . Ну, и так далее…;)

    Мне хорошо помогает так:
    Вы должны встать на голову, на руки (можно прижаться к стене) можно ноги упереться в шкаф, а самому опуститься самой первой выпирающей косточкой позвоночника на кровать под шкафом. или на пол.

    Это можно объяснить тем, что происходит прилив крови к головному мозгу, и он функционирует быстрее.
    Далее нужно читать по две строчки, затем повторять их. Читать следующие две, и повторять все, что запомнил.

    Мне очень помогает! Я 2 песни из ,,Руслана и Людмилу” за 30 минут выучил.

    1) Учить по строчке, постепенно добавляя новую выученную строчку к предыдущим, как будто нанизываешь бусинку на ниточку.

    Например, ШАГ 1 – зазубрил 1 сторочку Шаг 2 – зазубрил 2 строчку Шаг 3 – повторил 2 строчки вместе несколько раз Шаг 4 – зазубрил 3 строчку Шаг 5 – повторил теперь уже 3 строчки вместе То есть смысл не только в том, чтобы запоминать каждую строчку по отдельности, а каждый раз после того как ты её выучил повторять весь стих сначала с этой новой строчкой. Это тяжело сначала.

    Есть люди, для которых быстро выучить стих – абсолютно не проблема: даже не важно, это легонькое стихотворение за 5й класс или сложнейший шедевр китайской литературы. Про таких можно сказать, что им повезло: у них отличная память и хорошо развитое воображение.

    А нам, обычным людям, остается только развивать свою любовь к поэтическому слову, изучая различные методики и рекомендации о том, как быстро выучить стих. Делу время Если у вас в распоряжении есть, как минимум, сутки, то этот факт очень облегчит вашу задачу.

    Дело в том, что после нескольких прочтений текста накануне вечером, наш мозг продолжит осмысливать информацию во сне. И на следующее утро вы проснетесь уже со свежей головой, и успешно закончите процесс заучивания. Подключаем воображение Иногда бывает, что времени совсем мало, и запомнить стих необходимо здесь и сейчас.

    Выучить стих за 5 минут поможет ваша фантазия и умение понимать прекрасное. Для начала несколько раз прочитайте стих, постарайтесь вникнуть в его суть, понять структуру развития чувства. Ведь стихотворение – это поток эмоций, которые переживает лирический герой и сам автор.

    Поставьте себя на его место, постарайтесь проникнуться пафосом описываемых событий или явлений. Также очень помогает построение ассоциативного ряда. Ритмика стихов обычно способствует запоминанию, поэтому старайтесь учить сразу по одной строфе, повторяя текст по нескольку раз.

    прочитай его несколько раз потом закрой книгу и расскажи перед сном повтори и утром прочитай и повтори

    Самый надежный способ это переводить всё в долговременную память. Выучить, рассказать и забыть – не сложно, а вот в голове чтобы он остался – тут постараться надо. Учить надо по строфам.

    Выучил первую – рассказал про себя без ошибок, выучил вторую, рассказал без ошибок, далее рассказал первую и вторую вместе, начал учить третью строфу и т. д. до окончания произведения.

    Это очень быстро и при таком подходе всё запоминается почти мгновенно.

    Сначала учи без перерыва по строчкам, а затем весь стих. Перед сном книгу (тетрадь) положи под подушку и повторяй пока не уснешь. На утро ты будешь петь этим стихом идя в школу!

    стих-это одна строчка в стихотворении

    попробуй раскажи один два раза без запинки, и перед сном положи книгу по подушку)

    Я учила так: прочитала 5-8 раз отложила, через 15-20 минут ( можно и раньше ) прочила еще раз и так пока не знала стих 50 на 50. потом когда ложилась спать еще раз читала но только внимательно и ставила под подушку. утром проговаривала все что знала но пыталась вспоминать не подсматривая ( но если не можешь вспомнить то можно и подсмотреть ) так несколько раз и готово стих знала идеально!

    не лазе по интернету а учи

    Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/36033518

    Как учить стихи наизусть?

    Сергей ЛЬВОВ

    Оказывается, стихотворение можно запоминать не по частям, а все целиком!

    Есть счастливые люди, запоминающие стихи без труда. Им достаточно три-четыре раза прочитать стихотворение, и они могут повторить его, не заглядывая в книгу. Я завидую таким счастливцам, так как сам к ним не принадлежу. Но и мы, те, у кого память обыкновенная, можем выучивать стихи куда легче, чем это делается обычно.

    Когда в школе на уроке будут вызывать ваших товарищей, чтобы проверить, как они выучили стихотворение, прислушайтесь. И вы заметите, что тот, кому нужна подсказка товарищей или помощь учителя, запинается обычно в конце строф, а если стихотворение на строфы не делится, то на переходах от одного ощутимого кусочка стихотворения к другому.

    В чем тут дело? Многие, пожалуй, большинство, учат стихи неправильно. Скажем, нужно запомнить наизусть строки:

    • Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны
    • Льет печальный свет она.
    • По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный
    • Утомительно гремит.
    • Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое,

    То сердечная тоска…

    Обычно тот, кто их заучивает, повторяет много раз подряд первое четверостишие, потом, когда ему кажется, что он запомнил его, переходит ко второму. Выучил второе, присоединяет его к первому и повторяет теперь наизусть первые два четверостишия. Потом выучивает следующее четверостишие, присоединяет его мысленно к первым двум, повторяет все три четверостишия и так далее.

    При этом стихотворение разрушается, распадается на четверостишия. Естественная связь между ними утрачивается.

    Последняя строка четверостишия прочно связывается в памяти с первой строкой того же четверостишия, потому что много раз повторялось в таком порядке.

    Перескочить через порог между первым и вторым четверостишиями оказывается трудно. Начало стихо­творения запоминается гораздо лучше, чем середина, а конец вообще почти не отпечатывается в памяти.

    Как же заучивать стихи? Стихо­творение, даже большое, легче запоминать не по частям, а целиком. Да-да, целиком! Но как?

    Прочитайте стихотворение вслух. Все подряд от начала до конца. Два-три раза. При этом старайтесь, чтобы не только звучали слова, но перед глазами вставали картины того, о чем говорит поэт: волнистый туман, луна, поляны. Теперь начинайте читать снова. Тут вы почув­ствуете, что некоторые строки уже звучат в вашем внутреннем слухе.

    Иногда – начальные, иногда – из середины, иногда – концовка стихотворения. Запомнившиеся строки произнесите, оторвав глаза от книги, но так, чтобы тут же посмотреть в нее, едва кончатся запомнившиеся слова.

    Не напрягайтесь, чтобы вспомнить, а тут же смотрите в книгу, чтобы без запинок прочитать все стихотворение, в котором несколько слов или строк вы уже запомнили наизусть.

    При следующем чтении таких островков запомнившегося текста станет больше и каждый из них увеличится. Теперь можно попробовать прочитать все стихотворение по памяти. Тут вы увидите, что можете прочитать наизусть большую часть стихотворения; незапомнившихся строк или даже слов осталось немного, но все-таки они есть. Не беда!

    Натолкнувшись на провал, не нужно силиться вспомнить, какие тут должны быть слова. Всякое усилие, всякое напряжение не помогает, а мешает заучивать стихи. Не старайтесь вспомнить, а сразу поглядите в текст. Обычно бывает достаточно увидеть слово или даже полслова из забытой строки, чтобы она тут же вспомнилась целиком.

    Эти забытые и мгновенно вспомнившиеся слова произносите тем же голосом, так же громко или так же тихо, подхватив то выражение, с каким вы читали слова предшествующие и собираетесь читать слова следующие, словом, так, чтобы они не выглядели как заплата, а естественно по смыслу вливались в текст.

    Стык того, что уже твердо выучено, и того, что вы еще помните недостаточно хорошо, должен быть как можно менее ощутимым.

    Перечитывая по памяти стихо­творение еще раз, вы и не заметите, как естественно произнесете и ту строку, которая только что выпала из памяти. Может показаться, что этот способ труден и долог.

    На самом деле, попробовав, вы убедитесь: так стихи заучиваются куда быстрее, запоминаются легче и помнятся дольше, чем если учить их, бесконечно задалбливая отдель­ные четверостишия и прилепляя одно к другому.

    Читая и повторяя стихотворение, все время старайтесь вызывать в своем воображении картины того, о чем в нем говорится.

    Мне кажется, что все, что вы хотите выучить наизусть (не только стихи), лучше всего учить вечером, перед сном. Сон закрепляет в памяти заученное. В этом убеждаешься утром, проверяя себя на свежую голову.

    Некоторые предпочитают учить наизусть утром. Это зависит от особенностей памяти каждого.

    Тому, у кого особенно сильна зрительная память, стихотворение, которое он хочет заучить, стоит вначале переписать, переписывая, одновременно читать его вслух. Тогда стихотворение запомнится особенно прочно.

    /По «Книге о книге», М., «Просвещение», 1980/

    Источник: https://ruk.1sept.ru/article.php?ID=200701205

Ссылка на основную публикацию