Как прийти к политической власти

Одним
из общественных отношений, с которым
мы встречаемся практически ежедневно,
есть отношение власти. Пожалуй, это
фундаментальная основа организации
человеческого общества, его упорядоченности,
целенаправленности.

Власть существует
везде, где есть устойчивые объединения
людей: в семье, в производственных
коллективах, в различных организациях
и учреждениях, на определенной
административной территории, наконец,
в государстве и даже в международном
сообществе. Понятно, что в каждом из
этих случаев характер и содержание
власти отличаются.

Но в любом случае
она связана с волеизъявлением одного
или одних и подчинением этой воле других.

Проблема
власти является основополагающей и в
политологии, ибо вся система политических
отношений прямо или косвенно связана
с властью.

В
политической литературе как отправное
принято определение, данное немецким
социологом М.Вебером.

Он считал, что
власть – это возможность того, что одно
лицо внутри социальной общности будет
в состоянии осуществлять свою волю,
несмотря на сопротивление и независимо
от того, на чем такая возможность
основана.

Однако до настоящего времени,
в силу многообразия властных отношений
и по сферам их действия, и по видам,
единого мнения по поводу сущности власти
не выработано.

В
социально-политическом смысле власть
– это реальная возможность господствующей
части общества осуществлять свою волю,
подчинять ей деятельность подчиненной
части на основе права, авторитета и
насилия.

Поскольку
любая власть связана с волеизъявлением
одного (одних) по отношению к другому
(другим), то она реально имеет место
тогда, когда это волеизъявление
исполняется добровольно, осознано как
необходимое, или по принуждению, вопреки
воле исполнителя. Следовательно, в
наиболее обобщенном определении, власть
– это реальная возможность одного
человека или определенной группы
подчинить себе волю других и добиться
выполнения этой воли.

Элементами
власти являются: субъект власти – актор
– инициатор воли и ее изъявитель; объект
власти – исполнитель воли актора;
средства власти – то, что использует
актор для того, чтобы заставить объект
власти выполнить его волю; процесс
власти – процесс исполнения воли актора.

Непризнание
власти может выразиться в актах
гражданского неповиновения, ожесточенного
сопротивления, борьбы за изменение
существующей власти. Наоборот, если
субъект власти обладает не только волей,
компетенцией и средствами принуждения,
но и пониманием власти, ее признанием
и добровольным подчинением объекта
власти, такая власть будет эффективной.

  • Из
    всех видов власти в политической системе
    общества определяющее значение имеет
    политическая власть.
  • Политическая
    власть – это реальная способность и
    возможность социальной общности,
    индивида проявлять свою волю в политике
    на основе политических потребностей и
    интересов.
  • Политическую
    власть можно определить и как форму
    социальных отношений, которые
    характеризуются возможностью тех или
    иных субъектов политики подчинять своей
    воле деятельность других социальных
    субъектов с помощью государственно-правовых
    и других средств.
  • Политическая
    власть имеет свои особенности:
  • осмысление, осознание и понимание политических потребностей общества, политических интересов и целей;
  • способность и готовность субъекта власти изъявлять свою политическую волю;
  • наличие политических организаций, через которые субъект политической власти осуществляет политическую деятельность;
  • охват всего политического пространства взаимодействием различных политических субъектов;
  • обеспечение общественного господства субъекта политической власти.

Сущностными
чертами политической власти являются
ее суверенитет, воля, авторитет,
принуждение.

Суверенитет
– это независимое от каких-либо сил,
обстоятельств и лиц верховенство данного
субъекта власти. Суверенитет политической
власти заключается, прежде всего, в ее
независимости и неделимости.

Другими
словами, это означает, что политическая
власть над данным объектом не может
быть разделена между лицами, группами,
другими социальными субъектами с
различными политическими позициями.

Даже в многопартийной системе, если
политическая государственная власть
осуществляется коалициями, то она может
осуществляться только с позиции
компромисса. Если такового нет, то и
власть такая не может быть эффективной
и стабильной.

Воля
– это наличие у социального субъекта
осознанной политической цели, способности,
готовности и решимости последовательно
добиваться ее осуществления.

Авторитет
– общепризнанное в стране и за ее
пределами влияние субъекта политической
власти. Он проявляется в готовности
объектов власти добровольно подчиняться
приказам, распоряжениям, директивам,
указаниям, пожеланиям, высказываемым
в обращениях субъекта власти.

Принуждение
– это реализация воли субъекта власти
на основе применения или угрозы применения
любых средств вплоть до физического
насилия. Такое принуждение является
необходимым и легитимным признаком,
т.к.

осуществление власти только на
основе авторитета и в настоящее время,
и даже в отдаленной перспективе является
утопией. Поэтому справедливым является
высказывание М.

Вебера: «Государство
является таким союзом, который обладает
монополией на легитимное насилие –
иначе определить его нельзя»1.

Политическая
власть проявляется в различных формах:
государственная, партийная, власть
общественных организаций и информационная.
Главной из них, стержнем политической
системы, является власть государственная.

Государственная
власть – это такая форма политической
власти, которая выражает волю экономически
и политически господствующей общности,
опирается на специальный аппарат
принуждения, имеет монопольное право
издавать законы и другие распоряжения,
обязательные для всего населения страны.

Государственной
власти присущи все особенности
политической власти, а также:

  • публичный характер;
  • монополия на наличие специального аппарата принуждения, средств организованного и законодательно оформленного насилия, легальность и легитимность их использования в пределах государства;
  • наличие определенного территориального пространства, на которое распространяется государственный суверенитет, определяющий границы государственной власти;
  • монополия на правовое, юридическое закрепление власти;
  • обязательность властных распоряжений для всего населения.

Основными
функциями государственной власти
являются установление законов, организация
их исполнения и осуществление правосудия.

Наряду
с политической властью в обществе
существует экономическая, социальная,
духовно-информационная и др.

В соответствии
с функциями, которые исполняют органы
государственной власти, она делится на
законодательную (парламент), исполнительную
(президент, кабинет министров) и судебную
(верховный, конституционный, арбитражный
суды и суды на местах).

По способам
взаимодействия субъекта и объекта
власти она может быть демократической,
авторитарной. Существуют и другие
подходы к типологизации власти.

Способы
властвования могут быть: демократическими
(власть осуществляется при участии
исполнителей ее решений), авторитарными
(единоличное правление с ограниченным
контролем над подвластными), тоталитарными
(всеобъемлющий контроль субъекта власти
над объектом), конституционными
(осуществление власти в рамках закона),
деспотическими (всевластие, произвол
и опора на насилие), либеральными
(уважение свободы личности, ее
фундаментальных прав) и другими.

Пути
достижения власти определяются
конкретными условиями, которые сложились
в государстве на данный момент. Все
многообразие этих путей можно
типологизовать в зависимости от средств
и методов, используемых в борьбе за
власть.

В наиболее общем виде типологизация
путей достижения власти может быть
представлена тремя видами: наследование
(передача власти по наследству одному
из членов монархической семьи), демократия
(получение власти в результате
волеизъявления избирателей на выборах),
насилие (захват власти индивидами,
группой лиц, партиями в результате
каких-либо насильственных мер: революций,
переворотов и др.).

Передача
власти по наследству – это традиционный
путь прихода к власти в странах с
сохраняющейся абсолютной или ограниченной
монархией.

В большинстве цивилизованных
стран, где традиционно сохранен престол,
власть монарха ограничена конституцией
и является скорее символической,
традиционной, чем реальной политической
властью.

Хотя монарх и выполняет ряд
функций представительского характера,
подписывает принятые парламентом
законы, осуществляет помилование и др.

Наиболее
эффективным путем получения власти,
связанным с минимальными потерями для
общества и обеспечивающим, как правило,
наибольшую ее легитимность, являются
демократические выборы.

Такая власть
может проводить изменения в стране,
совершенствовать процесс власти на
основе политических реформ.

При этом
преобразования, даже смена власти,
переустройство политической и
социально-экономической жизни общества
осуществляется постепенно, в соответствии
с конституцией и, как правило, без
коренных изменений существующего строя.

Способы реформирования могут быть
различными: реформы сверху, т.е. по
инициативе самой власти, отречение или
отказ (подача в отставку) от власти,
постепенное реформирование власти на
основе согласованной деятельности
политических сил, которые находятся у
власти или в оппозиции.

Современный
мир характеризуется не только
демократическими путями, но и целой
палитрой насильственных форм захвата
власти, которые используют различные
политические силы.

Одним
из крайне радикальных путей является
политическая
революция – общественное движение и
переворот, которые ставят целью свержение
старого строя, установление нового
режима путем насильственного завоевания
политической власти, осуществления
коренных перемен в политической жизни
общества.

Этот путь, как правило, связан с большими
издержками для общества не только в
политике, но и в экономике, в социальной
сфере и т.д.

Контрреволюция
– это борьба свергнутого революционным
путем режима реакционного класса,
социальной группы, которые сходят с
исторической арены, за возврат утраченной
власти.

Методы контрреволюции: саботаж,
идеологическая диверсия, подрывная
агитация, террор, вооруженная борьба.

  1. Милитаристская
    форма достижения власти – захват
    государственной власти с помощью военной
    силы.
  2. Политические
    перевороты – форма преимущественно
    насильственной и редко ненасильственной
    смены политической власти, в результате
    которых политическое управление страной
    переходит в руки новых политических
    сил.
  3. Зачастую
    политические перевороты не ведут к
    коренным социально-экономическим
    преобразованиям (в отличие от реформ и
    революций), а завершаются персональными
    изменениями в центральной власти.
  4. Виды
    переворотов:
  • государственный переворот – насильственная или ненасильственная смена главы государства или правительства, приведение к власти новых политических сил;
  • дворцовый переворот – форма устранения от власти монарха и возведение на престол нового определенной группой лиц, находящихся при дворе;
  • путч – форма борьбы за власть с широким использованием репрессий и опоры на военных, которые выступают инструментом захвата власти;
  • военный заговор – форма установления власти военными, при которой к власти на определенный период времени приходят военные, а потом по мере укрепления политической стабильности в обществе власть передается гражданским институтам.
Читайте также:  Как признаться в любви девочке

Источник: https://StudFiles.net/preview/5586930/page:10/

Как прийти к политической власти

татьяна

Миллиардер Пинчук заявил о риске для Украины стать частью геополитической сделки

Украина может стать частью геополитической сделки между Россией и Западом. Такое мнение высказал в статье, опубликованной в «Украинской правде», миллиардер Виктор Пинчук, ранее призвавший Киев пойти на компромиссы ради мира с Москвой.

Западным политикам, по мнению Пинчука нужно торгово-экономическое и политическое сотрудничество с Россией. При этом большинство членов Евросоюза, как полагает бизнесмен, не готовы видеть Украину в составе ЕС.

Миллиардер указал, что в Европе к власти могут прийти «лидеры, которые захотят заключить сделку с Кремлем». Читать далее →

Като_

Гы гы. Вот молодцы.

Председатель совета директоров Института анализа политической инфраструктуры Евгений Туник направил обращение спикеру Госдумы Сергею Нарышкину, в котором предлагает внести поправки в Конституцию и отказаться от проведения выборов парламента и президента в период экономического давления со стороны Запада, который, по его мнению, преследует цель сменить власть в России.
В результате кризисных явлений в экономике, на волне недовольства в обществе к власти могут прийти враждебные России силы, считает председатель совета директоров Института анализа политической инфраструктуры Евгений Туник. РИА Новости http://ria.ru/politics/20160204/1369442707.html#ixzz3zC96WbRA Читать далее →

Елена

О Порошенко и ситуации в Украине.

На мой взгляд, очень правильно разложено по полкам и довольно сильно отличается от того, что пишут СМИ и российские и украинские.

Карл Волох
Вчера, в 10:05 · Недавний триумфатор, горячо и доброжелательно принимавшийся Обамой и Конгрессом, сегодня Петро начинает получать взбучки от американцев при каждом удобном случае, как какой-нибудь Янукович.

Способен ли он сделать из этого правильные выводы или постарается привыкнуть к своему новому статусу? Читать далее →

Мирка

Константин Семин — Николай 2, большевики и прочие хвосты

Отрекшегося от престола Царя Николая II арестовал 2 марта 1917 года генерал Михаил Алексеев — начальник его штаба. Царицу и семью Николая II арестовал 7 марта генерал Лавр Корнилов — командующий Петроградским ВО.

Да-да, те самые будущие герои-основатели белого движения… Правительство Ленина, принявшее на себя ответственность за страну в ноябре-17, предложило семье Романовых выехать к родственникам — в Лондон, но английская королевская семья ОТКАЗАЛА им в разрешении переехать в Англию… Читать далее →

Политика, история, экономика

Обсудите вашу тему в сообществе, узнайте мнение активных пользователей Бэбиблога

Перейти в сообщество

Лизавета

Исторические фильмы-биографии

Продолжу тему фильмов-биографий,теперь исторические.Смотрела из ниже перечисленных : Александр -честно ,для меня показался немного затянутым,скучноватым,пересматривать не хочется. Ещё одна из рода Болейн- понравился,хороший фильм с прекрасной актерской игрой и занимательным сюжетом.

Жанна Дарк- очень красивый исторический фильм. Великолепная игра Милы Йовович,потрясающая съёмка сражений,смотрится на одном дыхании. Троя- отличный фильм,смотрела его несколько раз и не разочаровалась,игра актеров на высоте,Питт просто красавчик)…

Читать далее →

Елена

Сегодня годовщина смерти Бориса Немцова.

Очень мало российских СМИ, где написано про шествие.

Это все проплачено и организовано оппозицией или простые москвичи тоже вышли?
В субботу 27 февраля в Москве состоится согласованное с властями города шествие памяти убитого год назад политика Бориса Немцова. Шествие стартует с 14.

00 от станции метро «Чеховская» на Страстном бульваре. Колонны пройдут маршрутом до проспекта Академика Сахарова. Следите вместе с MKRU за ходом мероприятия, мы будем вести онлайн-трансляцию с 13:00. Читать далее →

Юлия

Наш мир серьезно болен… Америкой

Нынешний министр финансов Украины Наталья Яресько заявила, что киевское правительство обратилось к России с просьбой о реструктуризации, а именно списании, государственных долгов.

Власти Украины надеются на реструктуризацию большей части своих госдолгов со стороны МВФ, а для этого нужно согласие многих стран-инвесторов, в том числе и России. «Для официального заключения договоренностей по факту облегчения долговой нагрузки Украины, вероятнее всего, потребуется сотрудничество с российской стороны.

РФ в качестве одного из крупнейших кредиторов мира может легко заблокировать сделку по реструктуризации долга», — признала… Читать далее →

Time Of Changes

«Возможна большая война»: специалист по США обрисовал начинающийся передел мира

Экспертов, берущихся рассуждать об американской политической кухне, у нас, что называется, несть числа. Намного меньше тех, кто действительно разбирается в предмете, и, пожалуй, лишь единицы понимают его так глубоко, как доцент МГИМО Андрей Безруков.

Андрей Олегович — специалист в области стратегического планирования и один из ключевых консультантов властных структур по американской проблематике. Своим прогнозом мировой политической погоды Андрей Безруков поделился с «МК». Из досье «МК»: Безруков Андрей Олегович. Полковник Службы внешней разведки в отставке.

Родился в 1960 году в городе… Читать далее →

Katarina

Розарий Архангела Михаила

Невероятно мощный ритуал для призыва духовной защиты для себя, других и Земли. Специально высвобожденный, чтобы помочь нам изменить мир, давая Архангелу Михаилу и миллионам его Ангелов Синего Пламени власть удалить всю тьму из нашей жизни с планеты в целом. Читать далее →

Анна

Интервью А. Ходаковского

Командир батальона «Восток» откровенно рассказал «Фонтанке», почему он, как и другие лидеры мятежного Донбасса, должны исчезнуть с политической арены. Ходаковский намекает, что в будущем он и Захарченко могут исчезнуть с политической карты самопровозглашенной республики, однако пока еще время для этого не пришло. Читать далее →

Юля_Handmade

Населенные пункты Донецкой и Луганской областей хотят присоединиться к Днепропетровску

Источник: https://www.BabyBlog.ru/theme/kak-priiti-k-politicheskoi-vlasti

Технология власти. Глава 3. Методы политического влияния и манипулирования

Усиление роли политического влияния в жизни общества, являясь симптомом перехода от тоталитарных форм правления к демократическим, предопределяет интерес к механизмам осуществления влияния. В этом отношении большую роль играют политические партии как основное средство связи между обществом и властью.

Политическую партию можно определить как организацию, соединяющую определённое социальное движение с тем или иным мировоззрением (идеологией) и целевыми установками (программой).

В той мере, в какой партия соединена и реально отражает интересы и настроения социального движения, данной социальной группы, она может сохранять или расширять своё влияние. Отрыв партии от социального движения ведёт её к кризису, быстрой утрате популярности и влияния.

Особое значение для деятельности партии, её влияния на население имеют такие факторы, как привлекательность (популярность) её лидера, умение отстаивать интересы избирателей, сотрудничать с (местной) властью и осуществлять её конструктивную критику.

Очень важен учёт партийным руководством преобладающих настроений, способность влиять на них.

Сила позиций партий может определяться умелой ориентацией на значительную социальную группу (профессиональную, возрастную), а также выдвижением таких целей и ориентиров, которые могут объединить и консолидировать различные группы (проблемы экологии, здоровья, социальной защищённости, разумного досуга, общественной безопасности и так далее). С помощью партийной системы правящие круги обеспечивают сохранение в своих руках высшей политической власти, приспособление существующего строя к новым условиям, воздействие на сознание масс в нужном направлении.

Партии имеют первостепенное значение также в деле поддержания жизнеспособности институтов власти — они служат своеобразным буфером, предохраняющим конституционные институты от резких потрясений и обеспечивающим им определённую стабильность. Деятельность политической партии неразрывно связана со всей политической жизнью страны, во многом определяя её.

Западные политологи отмечают, что в конечном счёте политические партии существуют для того, чтобы заполнять вакантные государственные должности. Так в Великобритании большинство руководителей местных отделений партий согласились с тем, что их главная цель — быть избранными членами парламента.

Все многообразные функции местных партийных организаций фактически подчинены их участию в предвыборной борьбе; для успешного ведения этой борьбы необходимо в промежутке между выборами держать избирательный механизм в состоянии готовности, вовремя подбирать парламентского кандидата, выявлять возможных сторонников партии среди избирателей округа и так далее.

Это обеспечивается благодаря идентификации избирателей с определённой политической партией.

Существуют по крайней мере два вида политической поддержки партии со стороны индивидов — специфическая и диффузная.

Первая означает такие отношения между индивидом и партией, когда индивид поддерживает её лишь постольку, поскольку это даёт ему какие-то личные выгоды, и прекращает её поддерживать, как только чувствует, что это становится для него невыгодно.

Вторая же, напротив, основывается на совпадении долговременных интересов индивида и партии, оказывается относительно независимой от эпизодических флуктуаций.

Партия, как правило, стремится представить себя как «партия процветания», доказывая, что именно во время её правления происходит рост благосостояния, подъём промышленного производства, сокращение безработицы, снижение налогов и так далее.

Такая линия особенно важное значение имеет при переизбрании на новый срок президента, когда работа будущей администрации представляется избирателям как исправление ошибок в политике прежнего правительства, для чего граждан призывают предоставить президенту возможность закончить начатую работу.

Политические партии — лишь один из механизмов осуществления политического влияния. Наряду с ними большую роль могут играть группы давления, группы интересов, отдельные монополистические объединения и так далее.

Перегруппировка сил, дробление власти Постоянное пребывание у власти одной партии ведёт к отождествлению её с политической системой. Получается так, что замена этой партии другой равнозначна изменению политической системы. Смена власти в таком случае может вылиться в резкие столкновения.

Чтобы этого не произошло, в рамках доминирующей партии предпринимается перегруппировка сил, которая подчинена задаче урегулирования тех или иных кризисных явлений, повышения устойчивости и маневренности политической системы.

Она осуществляется за счёт создания эффективного сдвоенного центра — партий, функционирующих на консенсусно-альтернативной основе.

Элита требует от своих партий, чтобы они были настолько «консенсусными» в отношениях друг с другом, чтобы их соперничество не препятствовало нормальному течению политического процесса, и настолько «альтернативными», чтобы своей политикой отвлечь слои, недовольные правящей партией, от влияния оппозиционных сил.

Читайте также:  Как отремонтировать пульт

Перегруппировочные процессы — это по преимуществу политическое приспособление к вновь возникающим реалиям общественного развития. Они играют роль временного стабилизирующего фактора.

В качестве яркого примера этого процесса можно назвать перегруппировку, осуществлённую ба Западе неоконсерваторами, которые смогли существенно потеснить левые силы.

Причины утраты влияния левыми партиями, когда за короткое время они лишились многих своих бастионов и поддержки значительной части избирателей, являются весьма поучительными с точки зрения рассматриваемой проблемы.

Основная причина слабости левых — их ошибки в области экономической и финансовой политики. Экономический кризис, начавшийся с середины 1970-х годов, привёл к интеллектуальной стагнации левых, которым не удалось предложить убедительную альтернативу предшествующей модели развития. Они не сумели обновить свои концепции государственного регулирования экономики и концепции социальной политики.

Вместо того, чтобы давать новые, творческие ответы, они опирались на устаревшие представления, слишком долго занимали оборонительные позиции, слишком слепо верили в то, что государство в состоянии осуществить инновации в масштабе всей экономики.

Идеологические противники левых — неоконсерваторы умело воспользовались их ошибками. Они осуществили перегруппировку сил и переоценку теоретических постулатов, мобилизовав в свою поддержку достижения общественных наук. Неоконсерваторы адаптировали себя и свои теории к современному уровню развития западных обществ.

Поэтому речь шла не просто о возвращении к старым консервативным позициям, а о дальнейшем динамическом развитии общества.

Они пытались представить себя той силой, которая способна вывести общество ид кризиса и дать ответы на общественные проблемы. Используя конъюнктурные изменения в экономике, неоконсерваторы выступили и как реформаторы, выдавая временные стабилизирующие тенденции как успех неоконсервативной стратегии.

Они пришли к выводу, что чисто технократический подход к решению проблем, который длительное время практиковали социал-демократы, совершенно недостаточен.

Понадобилось более глубокое видение проблем и для обеспечения необходимого консенсуса, и для определения путей дальнейшего развития в обществе, с чем они успешно справились, перехватывая иногда лозунги своих политических противников.

Важным моментом с точки зрения усиления влияния во властных структурах является развитие процесса иерархизации властных структур и тем самым дробления властных полномочий. Результатом становится то, что власть при этом получает каждое звено иерархии, стремящееся естественно к самостоятельности и обособленности.

Отрицательным последствием иерархизации является усиление бюрократического злоупотребления властью в процессах принятия решений.

Бюрократизация, которая неизбежно сопровождает институционализацию политического влияния, часто в значительной степени уничтожает сам смысл влияния как демократического атрибута современного общества.

Это порождает реакцию общества в виде появления новых, «нетрадиционных» форм воздействия на власть снизу — от полулегальных, то есть отчасти признаваемых общественным мнением различных групп давления, основанных на сложившихся экономических, социальных, экологических интересах (профсоюзы, организации женщин, молодёжи, общество потребителей, экологические инициативы, и так далее), до случайных, эпизодических (разовые студенческие выступления, «голодные бунты» и так далее).

Преобразование партий в «партии для всех». Эволюция партий в западных странах привела к тому, что и буржуазные «элитарные» партии, и массовые левые партии постепенно преобразуются в партии нового типа — «партии для всех» или «всенародные партии».

Первостепенной задачей такой партии является успех на выборах, что влечёт за собой внутреннюю перестройку партийного механизма. Прежде всего в жертву прагматическому подходу приносится партийная идеология: строгие доктринальные принципы становятся ненужным балластом.

Соответственно снижается роль активистовхранителей и распространителей партийной доктрины, их количество уменьшается.

Позиции же партийной верхушки усиливаются, а основным критерием её успеха становится участие в управлении. Такая партия больше всего стремится избежать идентификации с определённым классом или слоем, напротив, она пытается предстать объединительницей различных интересов и выразительницей общих интересов.

В качестве образца «партии для всех» называют прежде всего христианскодемократическую и социал-демократическую партии ФРГ.

Причастность партий к типу «партии для всех» определяется несколькими основными чертами: апелляцией к избирателям из всех слоёв и групп населения; отказом от идеологии, образующей мировоззренческую замкнутую систему; приоритетностью успеха на выборах и реальной возможностью стать правящей партией.

Преобразование партий в «партии для всех» — одно из важных проявлений политической стратегии Запада, направленной на интеграцию всех классов и слоёв общества в систему. В связи с этим функции партий усложняются.

Партия превращается в постоянно действующую дисциплинарную организацию, которая контролирует действия своих депутатов в парламенте через органы печати, разрабатывает и формулирует политические установки, пропагандирует их среди избирателей.

Ещё более сложны функции правящей партии.

Это связано с превращением партии из добровольной ассоциации единомышленников в институт представительной демократии, что сопровождается усилением партийного аппарата и его господством над партией, выдвижением в противовес рабочим партиям программы межклассовой солидарности во имя достижения народного единства. Партия с этой точки зрения должна быть ареной посредничества, урегулирования общественных конфликтов путём дискуссий и компромиссов 1.

В ФРГ, например, в целом завершён процесс интеграции наёмных работников в обе «народные партии» (СДПГ и ХДС/ХСС). И хотя социальные и политические противоречия сохраняются, они носят менее острый характер, чем в «эпоху Веймара».

Во всяком случае, боннское государство для большинства рабочих не есть нечто «чужое», «враждебное». Партии, представленные в Бундестаге, уже не являются «идеологическими партиями» — во всяком случае провозглашается, что они стали «народными».

ХДС/ХСС и СДПГ стремятся говорить от имени всего общества и действовать, в первую очередь, в общесоциальных интересах. Они декларируют отказ от ориентации исключительно на те или иные слои и группы общества, и потому становится возможной политика демократического компромисса.

Хотя между СДПГ и ХДС/ХСС существуют значительные различия во многих отношениях, непроходимой пропасти между ними нет.

Использование примыкающих специализированных организаций

В современных условиях одной из существенных особенностей функционирования крупных парламентских партий Запада является наличие «фланкирующих», примыкающих к ним организаций, призванных помочь усиливать влияние партий на различные социальные слои и группы. Большим количеством такого рода организаций располагает, например, ХДС в ФРГ.

Специализированные организации очень различны как по своим задачам, так и по статусу. Одни из них являются уставными и носят название объединений. К ним относятся: молодёжный союз, женское объединение, социальные комитеты, коммунально-политическое объединение, объединение среднего сословия, экономическое объединение и так далее. Другие организации формально не связаны с партией.

Объединения выполняют две функции — внешнюю и внутреннюю. Внешняя состоит в том, что они связывают партию с различными общественными группами. Внутренняя заключается в защите особых интересов этих групп в политике самой партии.

Анализ деятельности специализированных организаций позволяет сделать следующие выводы: Наличие специализированных организаций придаёт внешнему облику партии множество оттенков, помогая ей апеллировать к различным социальным группам избирателей.

Они являются связующим звеном между партией и «непартийными» организациями.

  1. Специализированные организации являются существенным дополнением членской массы партии, вовлекая в орбиту организованного влияния гораздо больше людей.
  2. Наличие «фланкирующих» организаций обусловлено в первую очередь социальной разнородностью членской массы. Кроме того, канализируя многочисленные требования и протесты снизу в определённое орга
  3. Вместе с тем существование «фланкирующих» организаций создаёт для лидеров и ряд неудобств, препятствуя курсу на усиление сплочённости и дисциплинированности партийных рядов.

Выборы

Одним из наиболее важных механизмов, с помощью которого осуществляется политическое влияние, регулируется массовое политическое поведение, являются выборы. Они помогают современным правительствам сохранить свою силу и власть, так как широкое вовлечение масс в избирательные кампании снижает угрозу подрыва существующего порядка.

Выборы дают возможность данному правительству говорить о своей легитимности, о поддержке своего политического курса широкими слоями населения.

Однако на деле выборы создают иллюзию принятия гражданами политических решений, так как реально они, во-первых, ничего не требуют от избранников, а всего лишь выражают коллективное согласие, во-вторых, избирают только должностных лиц, не принимая непосредственного участия в формировании их политического курса.

Источник: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/4525/4528

Может ли власть быть неполитической? Если может, то чем политическая власть отличается от других видов власти?

Да, неполитическая власть существует, это так называемая « несовершенная власть». «Власть» и «политическая власть» — это не синонимы. Политическая власть является разновидностью власти, она охватывает все виды властных отношений в сфере политики.

В свою очередь, Неполитическая власть- это власть в объединениях людей, организация и движениях, не связанных непосредственно с государством. Неполитическая власть выполняет огромную роль в управлении гражданским обществом.

Аристотель называл политическую власть « совершенной»

  • Политическая власть имеет только собственный смысл, источники и ресурсы и образует властные отношения.
  • Признаки политической власти:
  • 1) Монополия на насилие
  • 2) Директивность (постановления этой власти обязательны к исполнению)
  • 3) Власть публичная (всеобщая и безличная)
  • 4) Единый центр принятия решений (вся полнота решений принадлежит только ей)
  • 5) Способность проникновения в любые общественные процессы
  • 6) Многообразие ресурсов

Можно ли политику отождествить с властью? Если можно, то каковы пределы такого отождествления?

При рассмотрении субстанционального подхода политика – это действия, направленные на власть: её обретение, удержание и использование. С институциональных позиций политика это также институты и организации, через которые материализуется власть.

Власть – взаимодействие субъекта и объекта, при котором субъект контролирует объект. Политические институты – структуры, обеспечивающие это взаимодействие, которое включает в себя получение, удержание и использование власти.

В рамках данного подхода к определению политики и власти эти два понятия можно отождествить.

Тем не менее, полностью отождествить политику с властью невозможно, так как политика является более широким понятием, чем власть. Политика не сводится к простому контролю субъекта над объектом.

Она также форма цивилизованного общения людей на основе права, способ коллективного существования человека (антропологическая трактовка); деятельность по насильственному либо мирному разрешению конфликтов, возникающих в обществе (конфликтно-консенсусное определение); процесс подготовки и принятия коллективных решений; деятельность, направленная на достижение общественного блага (нормативно-этическая трактовка).

Таким образом, отождествление политики и власти возможно в границах директивного (власть как принуждение), функционального (власть как осуществление общественного управления) и коммуникативного (власть как согласование интересов) аспектов власти, а также в рамках всех подходов к политике кроме нормативно-этического. Политика достижения общественного блага не всегда связана с властными отношениями и производится не только по принуждению или договорённости, но и по личным нравственным или религиозным мотивам.

  1. Назовите отличительные признаки авторитарных режимов.
  2. 1) Ограниченный безответственный политический плюрализм
  3. 2) Отсутствие руководящей, четко разработанной идеологии
  • 3) Отсутствие политической мобилизации (кроме исключительных случаев)
  • 4) Низкий уровень политического участия (как следствие 3-го)
  • 5) Права и свободы личности провозглашаются, но не исполняются
  • 6) Силовые структуры неподконтрольны обществу и используются в политических целях
  • 7) Личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью
  • 8) Возможна практика имитации выборов
  • 9) Отказ от тотального контроля, ограниченное вмешательство во внеполитические сферы
Читайте также:  Как проверить тиц сайта

Отличается ли власть от господства, влияния, мощи, силы, принуждения, полномочий? Поясните вашу точку зрения.

Безусловно, так как власть – это неуточненное понятие, это способность какими-либо приемами воздействовать на других людей. Убеждение, влияние, господство, полномочия – это механизмы власти.

Господство имеет три возможных истока: традиционное (от отца к сыну), харизматическое (обладание особыми качествами), демократическое (легитимное получение на конкурентных выборах).

Сила — это применение или угроза применения физического принуждения, а также использование таких средств, как ограничение движения, контроль через силу за удовлетворением потребностей, например, в еде, комфорте, но власть заканчивается там, где появляется насилие.

Действительно, согласно Максу Веберу, «власть работает только тогда, когда субъект А выполнит то, что скажет субъект Б, не чувствую над собой насилия». Однако нередко власть отождествляется с мощью, так как мощь предполагает наличие средств и ресурсов давления, которые создают благоприятные условия для достижения цели.

Источник: https://studopedia.net/5_66465_mozhet-li-vlast-bit-nepoliticheskoy-esli-mozhet-to-chem-politicheskaya-vlast-otlichaetsya-ot-drugih-vidov-vlasti.html

Понятие политики и власти (стр. 1 из 4)

  • КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
  • САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ
  • УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ (НОУ ВПО)
  • Факультет: «Экономики и управления»
  • Специальность: «Государственное и муниципальное
  • управление»
  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
  • По дисциплине: «Политология»
  • Тема: «Понятие политики и власти»
  • Выполнил: Студент 2 курса,
  • 5-1531/2-2 группы

Хабибулина Л. С.

Проверил: .

г. Красноярск, 2011 г.

Содержание

Введение

Политология – это наука о политике и политическом управлении, о развитии политических процессов и систем, поведении и деятельности субъектов политики.

Объектом политологии является политическая жизнь людей, социальных общностей, интегрированных в государство и общество.

Предметом служит та часть объекта, которая познана на данный период общественно-политического развития, выражена в законах и категориях данной отрасли знания и составляет определенную концепцию знаний об объекте.

Во всяком обществе на определенном этапе его развития неизбежно возникают поли­тические отношения, складываются и функционируют полити­ческие организации, формируются политические идеи и теории. Что же такое политика? Смысл слова “политика” лучше всего выражает его этимология: греч.

politike — искусство управления государством.

Политика есть особого рода деятельность, регули­рующая отношения членов общества, объединенных в различ­ные социальные группы и классы, с целью сохранения опреде­ленной общественной структуры и организации, а также с целью ее дальнейшего развития и совершенствования в интересах как правящего класса, так и общества в целом.

Политика всегда в качестве своей цели преследует сохранение или создание наиболее выгод­ных условий осуществления власти.

Поэтому одна из главных целей в политике — устройство государственной власти: госу­дарство призвано охранять и защищать интересы “самого могущественного, экономически господствующего класса, кото­рый при помощи государства становится также политически гос­подствующим классом…”.

Основой политики является власть. Она представлена государством, его учреждениями и ресурсами. Власть способствует эффективному удовлетворению общезначимых, групповых и частных интересов.

По этой причине она выступает главным объектом борьбы и взаимодействия групп, партий, движений, государства, индивидов. Однако власть оказывается и самым таинственным, загадочным явлением в политике. Как справедливо заметил французский философ Э.

Шартье, «власть необъяснима, и в этом — ее сила». Тем не менее, потребности общественного развития требуют выяснения, является ли власть абстракцией, символом или реальным действием.

Естественно, власть не обязательно связана с насилием: можно говорить о власти жеста, идеи, взгляда, красоты, слов, инстинкта и т. д. Кроме того, носителями политической власти выступают отдельные личности, группы, классы, партии, государства.

Цель и задачи настоящей работы, заключаются в следующем: изложить определение политики и власти, ответить на вопрос: почему общество не может обойтись без власти.

§ 1. Понятие политики

Понятие «политика» – одно из древнейших. В современные языки и культуры термин «политика» вошел как заимствование из древнегреческого (politika).

Он основывается на древнегреческих понятиях, связанных с государством, властными отношениями, наукой руководства людьми и обществом: «полис» (город-государство), «политикос» (государственный деятель), «политейя» (конституция).

Политика традиционно означает государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми, социальными группами, народами, нациями, государствами.

Она включает функционирование политических институтов и организаций, политические нормы и традиции, властно-управленческую и организаторскую деятельность людей, их социально-политические интересы и потребности, политические идеи и взгляды.

Политика неотделима от психических состояний и свойств человека, модифицирующихся в процессе взаимодействия с властью.

Она формируется и реализуется в определенной институциональной, социокультурной и цивилизационной среде, испытывает воздействие разнообразных факторов.

Нравится это человеку или нет, он не может находиться вне» сферы определенного типа политическое системы. В этом смысле мир политики неизбежен.

Политика – многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентации и коммуникационных связей между классами и социальными группами по поводу власти и управления обществом; основными факторами политики выступают прежде всего большие социальные группы (классы, нации, народы, цивилизации), выражающие их интересы политические организации, институты, движения и лидеры. Общество состоит из своеобразного комплекса взаимосвязанных, но и в значительной степени самостоятельных сфер: хозяйственно-экономической, социальной, политической и духовной. [c.7] Каждая из них имеет свои границы, свою специфику:

• производственная сфера обеспечивает материальную инфраструктуру;

• социальная сфера охватывает совокупность общностей и устойчивых отношений между ними, обусловленных рядом социокультурных, цивилизационных и формационных факторов;

• духовная сфера включает производство идей, знаний, художественных ценностей и т.д.;

• политическая сфера общества представляет собой совокупность феноменов самого разного плана, непосредственно связанных с властью, таких как политические институты, организации, отношения, нормы, идеи, программы, интересы и т.п. Она призвана обеспечить инфраструктуру государственно-политической организации и интересы всего сообщества.

Политическая сфера общества отличается от других сфер тем, что она в определенном смысле слова выполняет верховенствующую роль по отношению к ним.

Такое положение политической сферы обусловлено обязательностью выполнения принятых в ее рамках законов, решений, указов, предписаний, инструкций всеми другими общественными сферами.

В силу этого политическая сфера имеет, особенно в переходные и неординарные периоды развития общества, соответствующие приоритеты. В то же время сфера политики тесно связана со всеми другими сферами общества, зависит от них, «черпает» в них исходный материал.

Роль политики обусловлена ее универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать практически на любые события общественной жизни: от масштаба государства до проблем личности. Соответственно, политика теснейшим образом связана с экономикой, правом, культурой, моралью.

Особенность политической сферы общества состоит и в том, что она имеет своеобразный, «пульсирующий» характер. Ее основное ядро – политическая организация общества.

В то же время, в зависимости от тех или иных причин, некоторые вопросы и явления могут приобретать политический характер, если они попадают в центр общественных интересов, в «юрисдикцию» политических органов.

В принципе любе социальное явление может «получать» или «терять» политические признаки, политическое звучание в зависимости от степени и уровня его сопряжения с властью. Все «политическое» в обществе всегда является социальным, но далеко не все социальное является или становится «политическим».

Под политическим понимается все то, что имеет отношение к явлениям, институтам и отношениям в обществе, за которыми стоят власть и авторитет, существующие в обществе для сохранения порядка и решения других важных задач. [c.8] Известный германский юрист К.

Шмитт обращал внимание, на то, что политика возникает, формируется, прежде всего, там, где нарастает степень концентрации интересов, действий, усилий групп людей и их организаций, а также там, где углубляется размежевание, обостряются антагонизмы между людьми и организациями, выражающими их интересы. «Политическое» может извлекать свою силу из различных сфер человеческой жизни, из религиозных, экономических, моральных и иных противоположностей; политическое означает степень интенсивности ассоциации или диссоциации людей, мотивы которых могут быть религиозными, национальными, хозяйственными или же мотивами иного рода.

Политика во многом зависит от своего времени, от конкретно-исторических и цивилизационных условий, от господствующих в обществе идеологии, моральных и религиозных норм, от уровня развития самого человека, его миропонимания и культуры.

Каков человек, каково общество людей, каковы в нем господствующие политические институты, нормы и традиции – такова и политика в целом. Содержание политики определяется интересами ведущих социальных групп, классов или сил общества.

Ареал политики охватывает все, что связано с властными отношениями, с проведением той или иной общественной линии поведения, выражающей коренные интересы тех или иных социальных групп, организаций, людей.

Содержание политики выражается в ее целях, программах и ценностях, в проблемах и задачах, которые она решает, в мотивах, механизмах, способах и методах принятия и реализации политических решений. Соответственно политика может быть демократической и авторитарной, передовой и традиционной, революционной и реформаторской, публичной и закрытой, проводимой от имени того ли иного класса или социально-политического блока и т.д.

Какова будет политика, т.е. в каком направлении, с какой целью и с использованием каких средств будут осуществляться властные усилия, зависит от степени развития каждого общества, от его социальной структуры, соотношения классовых сил, особенностей исторического развития, традиций и культуры.

Источник: https://mirznanii.com/a/184511/ponyatie-politiki-i-vlasti

Ссылка на основную публикацию