Коммунальные услуги юридическим лицам в 2018 году – тарифы, договор, судебная практика

Коммунальные услуги юридическим лицам в 2018 году – тарифы, договор, судебная практика

Одним из ежегодных новогодних подарков нашей законодательной власти в преддверии 2017 года стало внесение изменений в жилищное законодательство по поводу изменения порядка предоставления коммунальных услуг собственникам нежилых помещений. Казалось бы, изменения положительные и давно назревшие…

В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 06.05.

2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее по тексту – Правила 354) поставка холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией (далее по тексту – РСО), который должен соответствовать положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении.

То есть, законодатель определил обязанность заключения прямых договоров на предоставление коммунальных услуг между ресурсоснабжающими организациями и собственникам нежилых помещений МКД

При отсутствии заключенного договора с РСО у собственника все равно остается обязанность по оплате коммунальных услуг, а у РСО – право на выставление счетов на их оплату, но уже совсем на других, не очень-то приятных для собственника условиях, что закреплено в пункте 6 Правил 354: «В случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования). Это закреплено в пункте 6 Правил 354: «Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной потребительский кооператив предоставляет ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляет уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями», а также в подпункте «е» пункта 6 Постановления Правительства № 124 от 14.02.2012 года «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» (далее по тексту – Правила 124): к заявке о заключении договора ресурсоснабжения, направляемой исполнителем коммунальных услуг в адрес РСО, прилагаются документы, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме.

Также законодатель прямо указал в измененных правилах 124 (пункт 21 пп «а») о том, что если учет потребления коммунальных ресурсов ведется общедомовыми приборами учета, то есть РСО, в силу вышеуказанных норм, при расчетах объемов поставленного коммунального ресурса управляющей организации обязано исключить объемы поставки коммунального ресурса нежилым помещениям. Отсутствие заключенных договоров с нежилыми помещениями не может служить РСО основанием для предъявления указанных объемов управляющей организации.

Казалось бы, все подробно расписано:

  • управляющие организации направляют информацию в РСО и уведомляют собственников нежилых помещений;
  • собственники нежилых помещения заключают прямые договоры на поставку коммунальных услуг с РСО;
  • РСО выставляют счета на оплаты напрямую собственникам нежилых помещений на основании договора или без него;
  • РСО исключает объемы по нежилым помещениям из объемов управляющей организации, если все фиксируется ОДПУ.

Единственный момент, который прямо не указан в правилах, но напрашивается сам собой (и других вариантов просто не может быть в силу действующих норм права) – то, что в действующие договоры ресурсоснабжения между РСО и УО необходимо внести изменения путем заключения дополнительных соглашений об исключении обязательств сторон по нежилым помещениям исходя из изменившегося законодательства. РСО решили, что, раз закон не установил прямую обязанность внести изменения в договор ресурсоснабжения с управляющими организациями, значит, этого делать необязательно, и можно продолжать по старому начислять полный объем (в том числе и по нежилым помещениям) предоставляемых коммунальных услуг управляющим организациям до тех пор, пока все собственники нежилых помещений к ним не придут и не заключат договоры. А есть и такие РСО, которые, кажется, совсем не хотят видеть изменения, и пытаются новые договоры уже с начала 2017 года заключить по старому, забыв поменять типовой договор и настаивая (читай, выкручивая руки) о заключении его с возложением на управляющие организации отмененных законом дополнительных обязательств по нежилым помещениям. Только непонятно, каким образом в дальнейшем, при взыскании задолженности, РСО обосновывало бы свои требования к управляющим организациям на основании условий договора, противоречащих действующему законодательству? Понятное дело, указанные действия РСО не могли не породить судебную практику, подтверждающую неправоту РСО (в очередной раз!). Но почему – то в сфере ЖКХ так установилось, что доказывать очевидные вещи нашим монополистам РСО (и не только РСО, но часто и надзорным органам) приходится в судах, да и то во многих случаях дойдя до Верховного суда.

Вышесказанное подтверждается и складывающейся судебной практикой.

Например, Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу № А07-10840/2017, оставленным в силе Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом, удовлетворены требования управляющей организации по иску к РСО о внесении изменений в договор ресурсоснабжения в части исключения из договора нежилых помещений: «…В соответствии с Постановлением № 1498, с 01.01.

2017 года вступили в силу изменения в Правила № 354. В силу п.

6 Правил № 354 в новой редакции поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.

Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной потребительский кооператив предоставляет ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляет уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. В случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования). Из положений вышеуказанных норм следует, что с 01.01.2017 действует иной порядок предоставления коммунальных услуг в отношении нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, согласно которому договоры ресурсоснабжения подлежат заключению потребителями тепловой энергии в нежилом помещении в многоквартирном доме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией».

Не все управляющие организации согласны терпеть бесконечный произвол доблестных «бедненьких» «малоимущих» наших РСО-вечных монополистов с подачи государства. Но очень радует то обстоятельство, что появилось немало смелых руководителей управляющих организаций, которые не боятся испортить отношения ни с кем и обращаются в суд за защитой своих прав, и осознающих при этом роль профессиональных юристов в ЖКХ и не экономящих деньги на них. И только благодаря таким смельчакам от ЖКХ мы часто имеем положительные сдвиги и на законодательном уровне, когда правоприменительная судебная практика находит в дальнейшем свое отражение в изменениях в законе, необходимость которых, впрочем, и так была понятна большинству тех, кто непосредственно эти законы исполняет. Но для понятия необходимости внесения таких изменений нашему государству, вечно борющемуся с «коррупцией в управляющих организациях» и часто не видящему или не желающему видеть очевидное, почему-то надо доказывать многочисленными судебными решениями. Но тогда пришлось бы решать проблемы нашей многострадальной отрасли, а не искать козлов отпущения в виде управляющих компаний, пытаясь решить за счет них все проблемы от частенько непродуманных решений законодателя. Ведь кричать на всех углах популярное у журналистов и чиновников: «ВОРОВСТВО Ваших управляющих компаний!» намного проще, наверно… С уважением, Ильмира Носик

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/izmeneniya-zakonodatelstva/pryamye-dogovory-rso-po-nezhilym-pomeshcheniyam/

Суд принял сторону регионального оператора. Оснований не платить НЕТ

Неопубликованная запись

Коммунальные услуги юридическим лицам в 2018 году – тарифы, договор, судебная практика

 Несмотря на отсутствие письменного договора и удаленность контейнерной площадки, оснований не платить за «Обращение с ТКО» нетРегиональный оператор по обращению с ТКО ООО «АкваЛайн» в своей деятельности руководствуется только нормами законов и подзаконных актов, решениями, приказами и постановлениями органов государственной исполнительной власти. Первые судебные прецеденты, укрепляющие позиции регионального оператора, уже появились. Состоялся суд, в котором житель Вологды не смог доказать свое право на перерасчёт. 

 Чего хотел истец? 

По мнению жителя В.

из Вологды, присланные ему квитанции должны быть аннулированы, так как он не заключал договор с региональным оператором, не пользуется его услугами, потому что самостоятельно сжигает и захоранивает мусор, а в близи его жилья нет контейнерной площадки, оборудованной контейнером. Тем не менее региональный оператор направлял гражданину В. квитанции. Долг уже составил свыше 2805 рублей. 

 Каковы аргументы регоператора? 

Исковые требования не были признаны. Договор с физическими лицами у регионального оператора заключен в публичной форме. Контейнерная площадка находится в шаговой доступности от места жительства гражданина В.

Вывоз ТКО в городе Вологда, а также с указанной контейнерной площадки осуществляется регулярно. Гражданин В. ни какими документами и заявлениями не подтвердил свое отсутствие по месту жительства сроком более 5 дней.

Поэтому региональный оператор ООО «АкваЛайн» отказал в аннулировании платежа и перерасчете платы гражданину В. 

Каким было решение суда? 

Мы публикуем вердикт суда в тезисах и в той же последовательности, как изложено в самом решении:

 — семья гражданина В. зарегистрирована по указанному адресу. 

— в соответствии со ст.30 ЖК РФ собственник жилья несет бремя его содержания. 

— собственник жилья обязан обеспечивать обращения с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. 

— под обращением с ТКО понимается транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО. 

— в соответствии с ч. 1ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и пользование коммунальными услугами. 

— частью 4 ст.154 ЖК РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО. 

— в силу ст.309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом. 

— согласно ст. 432. ГК РФ, договор считается заключенным, если стороны согласны со всеми существенными его условиями. 

— договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. 

— к правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО, применимы положения ГК РФ о публичном договоре. 

— на основании п.1. ст.24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления» договор на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. 

— такой договор в виде публичной оферты был опубликован в газете «Красный Север» (№144 от 22.12.2018), а также размещен в открытом доступе на сайте регионального оператора.

— суд не принимает во внимание доводы истца, что договор межу ним и ООО «АкваЛайн» не был заключён, что предложение о заключении договора истцу не направлялось, поскольку данный договор является публичным и предложение о его заключении считается принятым истцом в силу положений ст.433 ГК РФ. 

Читайте также:  Кому переходит приватизированная квартира после смерти собственника?

— в соответствии с п.4. ст.24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники ТКО обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются их ТКО. 

— на мнение истца о том, что региональный оператор не выполнил мероприятия по установлению контейнерной площадки вблизи его дома, суд указал, что в силуп.3. постановления Правительства РФ от 31.08.2018г.

№ 1039 «Об утверждении правил благоустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра», создание таких площадок, о которых говорит истец, входит в компетенцию органов местного самоуправления.

 

Источник: https://aqualine35.ru/novosti_kompanii/zagholovok_stat_i0123456789101112131415161718192021222324252627282930

Правила предоставления коммунальных услуг юридическим лицам

Коммунальные услуги юридическим лицам в 2018 году – тарифы, договор, судебная практика

Коммунальные услуги для юридических лиц предоставляются на весь комплекс владений в многоквартирном доме либо любом другом сооружении, подключённым к инженерно-техническим коммуникациям. Плата за предоставление коммунальных услуг не зависит от типа помещений и правового статуса потребителя, ведь некоторые виды коммуналки потребляются не только в жилищном быту, но и в производственном процессе.

Юридическое лицо как потребитель коммунальных услуг

Коммунальные услуги юридические лица получают наравне с обычными жителями многоквартирных домов.

В этом смысле потребление может выражаться в следующих формах:

  1. Потребление коммунальных услуг на обеспечение нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в собственности юридических лиц.
  2. Потребление с целью содержания жилых помещений, принадлежащих юр. лицам.
  3. Потребление коммунальных услуг в производственных целях.

Форма потребления имеет большое значение, так как оплата услуг производится в соответствии с такой формой. Так, если лица юридические услуги ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства) потребляют в форме содержания жилых помещений, то порядок оплаты устанавливается такой же, как и для обычных жителей таких помещений.

Если помещения используются в производственных целях, то порядок взаимоотношений с поставщиками услуг регламентируется в особом порядке. Однако это не лишает права заключать соглашения с посредниками, к примеру, управляющими компаниями или ТСЖ (товарищество собственников жилья).

То есть, отношения юр. лиц с поставщиками или посредниками преимущественно регламентируются общими гражданско-правовыми нормами, а также нормами ведения хозяйственной деятельности. Ответственность и последствия нарушения договорных правил также определяются самими соглашениями.

Виды поставляемых коммунальных услуг

Источник: https://cinemafoodfest.ru/pravila-predostavleniya-kommunalnyh-uslug-yuridicheskim-litsam/

Верховный Суд признал недействующей норму правил предоставления услуги по обращению с ТКО

Согласно пункту 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — Правила):

  • Условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
  • а) в договорах на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  • б) в договоре о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Гражданин обратился в Верховный Суд РФ с иском о признании недействующим подпункт «а» пункта 148(5) Правил. Он сослался на то, что эта норма не соответствует:

  • частям 3, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации,
  • пункту 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»,
  1. поскольку действующим законодательством предусмотрено право собственников домовладений заключить договор с оператором по обращению с ТКО напрямую, в частности с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, без посредничества садоводческих некоммерческих товариществ.
  2. Верховный Суд удовлетворил иск гражданина и признал недействующим подпункт «а» пункта 148(5) Правил.
  3. Решение Верховного Суда РФ от 29 апреля 2019 г. № АКПИ19-128
  4. Высшая судебная инстанция в своем решении указала следующее.
  5. В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации:

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пункт 1 статьи 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусматривает:

Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

Пункт 148(5) Правил определяет условия предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственнику и пользователю жилого дома (домовладения).

Подпункт «а» пункта 148(5) Правил определяет условия предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) в договорах на оказание услуг жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующим региональным оператором по обращению с ТКО. Такое толкование является неопределенным и неоднозначным, поскольку не соответствует предмету правового регулирования.

Источник: https://news.solidwaste.ru/2019/05/sud-priznal-nedejstvuyushhej-normu-pravil-po-obrashheniyu-s-tko/

Прямые договоры с РСО в 2018 году — МосТСЖ

С каждым годом все острее становится вопрос о необходимости заключать Прямые договоры с РСО (ресурсоснабжающей организацией). Есть в этом вопросе свои плюсы и минусы для каждой из трех сторон (собственники, УО, РСО).

Государство считает, что заключение прямых договоров необходимо для того, чтобы УО избежали злоупотреблений в своей сфере деятельности. Однако большинство УО как раз ЗА заключение прямых договоров. Против таких договоров только РСО.

Рассмотрим жизненные ситуации.

Заключение прямых договоров с РСО

Функциональные обязанности РСО, как поставщика коммунального ресурса:

  • водоснабжение, обеспечение канализационной системы и водоотведения МКД;
  • поставка газа;
  • поставка электрической энергии, освещение дворов и подъездов;
  • трансфер и утилизация отходов, борьба с грызунами и паразитами;
  • поставка тепловой энергии для отопления и нагрева холодной воды.

В Российской Федерации деятельность большинства РСО контролируется администрацией населенных пунктов. Тем не менее, закон не запрещает выполнять данную работу частным лицам.

Основная часть населения ошибочно считает, что РСО и управляющая компания — это одна и та же организация. Это не так. Ресурсоснабжающее предприятие не может быть УК.

Управляющая компания является посредником, обеспечивающим сотрудничество между жильцами МКД и РСО.

Несмотря на то, что законодательство не запрещает управляющим организациям оказывать услуги снабжения ресурсами, тем не менее, они, как правило, отказываются от выполнения данной деятельности по причине больших капиталовложений, необходимых для этого.

Про ОДН при прямых договорах читайте подробнее в статье: 

Управляющая компания является исполнителем коммунальных услуг перед жильцами МКД и РСО:

  1. УК обязана осуществлять непрерывную поставку ресурсов в срок.
  2. Управляющая компания несет ответственность за своевременную оплату поставляемых ресурсов.

Управляющие организации заключают договоры: как на поставку коммунальных с собственниками МКД, так и на покупку коммунального ресурса с РСО. Такая же цель представлена и при заключении договора между ТСЖ и РСО.

Договор с РСО содержит полный перечень прав и обязанностей сторон. УК в свою очередь занимается субподрядной поставкой ресурсов, а жильцы должны своевременно оплачивать коммунальные услуги.

Согласно законодательству при заключении договора с РСО необходимо соблюдать определенный порядок.

Если управляющая компания является непосредственным исполнителем коммунальных услуг, тогда именно она отвечает за несвоевременно выплаченные средства перед РСО.

А РСО в свою очередь не имеет права взыскивать задолженность с жильцов, поскольку между ними не заключен прямой договор.

А управляющая компания отчитывается перед РСО не за каждого отдельного потребителя, а за общее количество использованных ресурсов собственниками всего многоквартирного дома.

Но данная организация не имеет права лишать весь МКД снабжения, именно поэтому УО взыскивает задолженность с конкретных жильцов дома. Если погашения недоимки со стороны собственников помещений не происходит, тогда самой управляющей компании приходится оплачивать накопленный долг за свой счет. Так, образовавшиеся денежные обязательства перед РСО могут привести к банкротству УО.

У управляющей организации есть два способа защитить свои интересы. Это:

  • отключение должников от локальной сети;
  • написание соответствующего заявления в суд.

Тем не менее, УО может действовать только в рамках договора, заключенного между компанией и собственниками МКД.

Заключение договора с РСО при приеме МКД

Когда УК принимает многоквартирный дом после заключения договора с РСО, она должна соблюдать определенные правила. Остановимся на этом подробнее:

Правило 1. Заранее просчитывайте даты

При заключении договора управления многоквартирным домом в протоколе общего собрания следует указывать приемлемую для организации дату начала деятельности. Обычно при заключении договора с РСО обозначают не срок окончания выполнения своих обязательств, а время, когда компания приступила к работе.

Должны быть сопоставлены как минимум 2 даты: число, когда было проведено собрание жильцов МКД, и день, когда УК приступила к выполнению своих обязательств согласно договору.

При заключении договора необходимо указать: «дата начала исполнения обязательств по настоящему договору — «01»___ 201_ г.». Согласно п.

19 Правил № 124 те или иные ресурсы не могут быть поставлены ранее указанного в договоре срока.

Таким образом, управляющая компания обязана обеспечивать коммунальными услугами жильцов МКД с даты начала исполнения обязательств, которая была утверждена общим собранием собственников многоквартирного дома.

В том случае, если вы заранее не просчитаете срок приема, а также передачи управления МКД, вам грозят потенциальные риски.

Во-первых, вы можете не успеть своевременно подать необходимый пакет документов РСО

И до тех пор, пока вы не сдадите документы, ресурсоснабжающее предприятие будет начислять оплату за предоставляемые коммунальные ресурсы предыдущей управляющей компании, либо перечислений не будет вовсе. Второй случай подразумевает, что при заключении договора с РСО данная организация дополнительно переведет средства за тот период времени, когда плата не была начислена.

Согласно решению Верховного Суда РФ исключение многоквартирного дома из управления компании представляет собой веское основание для того, чтобы прекратить обязательства по статье 416 ГК РФ и, следовательно, для того, чтобы расторгнуть договор энергоснабжения. Таким образом, несвоевременное заключение договора РСО с новым объектом (МКД) не может служить основанием для того, чтобы возложить обязанности по оплате на лицо, которое расторгло правовую и фактическую связь с данными многоквартирными домами.

Во-вторых — это кассовый разрыв

За расчетный период для оплаты коммунальных услуг берут один календарный месяц, согласно п.37 Правил №354. Исходя из этого, желательно расторгнуть договор с действующей управляющей компанией и оформить договорные отношения с новой организацией в конце месяца. Так вы сможете избежать расхождений в расчетах обоих управляющих предприятий.

Правило 2.

Необходимо составить акт снятия показаний на дату начала исполнения договорных обязательств новой управляющей компании.

Акт снятия показаний ОДПУ нужен для того, чтобы исключить перерасчеты. Закон данного требования не предъявляет, но в жизни он необходим. Данный акт подписывается передающей и принимающей

Правило 3.

Для того, чтобы заключить прямые договоры с РСО нужно своевременно предоставить соответствующий пакет документов.

Новая управляющая компания для заключения договора с РСО должна отправить соответствующую заявку, к которой следует приложить пакет документов, предусмотренный пп.6,7 Правил №124. С юридической точки зрения недопустима «автоматическая» замена исполнителя коммунальных услуг, но на практике данный вопрос выглядит несколько иначе.

РСО с особым вниманием относится к протоколу ОСС, в частности к тому, сохранится ли порядок предоставления коммунальных услуг и платежей, действовавший при предыдущей управляющей компании (согласно ч.18 ст.12 ФЗ 3176-ФЗ).

Прямые договоры с РСО и прямые платежи

  • Как показывает практика, многие представители сферы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе и УК, не совсем понимают разницу что такое «прямые договоры с РСО» и «прямые платежи» в системе «потребитель коммунальных услуг — поставщик коммунальных услуг».
  • Определение «исполнитель коммунальных услуг» утверждено жилищным законодательством, и ответственность за качество предоставляемых услуг и своевременную оплату начислений лежит на управляющих компаниях.
  • Таким образом, УК обязана предоставлять собственникам помещений в МКД коммунальные услуги и приобретать с этой целью соответствующие коммунальные ресурсы на основании заключения договора с РСО.
Читайте также:  Как купить квартиру без ипотеки – возможные способы покупки

Тем не менее, на сегодняшний день некоторые управляющие организации до сих пор используют серые договорные и расчетные схемы.

К примеру, УК может договориться с РСО о прямом предъявлении счетов за коммунальные услуги жильцам МКД и в это время самостоятельно заниматься начислениями, предоставлением квитанций, претензионной работой и высчитыванием задолженностей.

Хотя данная организация не имеет юридического основания для осуществления данной деятельности, поскольку не имеет отношения к КУ.

К тому же, многие управляющие компании вовсе не нацелены на заключение договора с РСО. Таким образом, данные организации не имеют юридического основания для поставки КУ в МКД и приема оплаты. На сегодняшний день осуществляется тщательная проверка управляющих компаний на предмет заключены ли в УК официально прямые договоры с РСО.

Однако УК в этом случае сильно рискует, поскольку, помимо проверки лицензионного контроля, она может оказаться в такой ситуации, когда РСО в свою очередь может затребовать с управляющей компании задолженность, не оплаченную потребителями за коммунальные ресурсы. Также отсутствие заключенного договора между УО и РСО может грозить еще более серьезной ответственностью.

Заключение договора с РСО-исполнителем

Остановимся подробнее на тех случаях, когда РСО выступает в роли исполнителя коммунальных услуг, а УК или ТСЖ управляет МКД:

Ситуация 1-я

Многоквартирный дом, количество квартир в котором превышает 16, управлялся непосредственно, а исполнителем КУ являлись соответствующие РСО.

Согласно Федеральному закону №255-ФЗ собственники помещений МКД при условии, что дом состоит более чем из 16 квартир, не имеют права управлять им непосредственно. Таких жильцов обязуют организовать ТСЖ и передать управление МКД управляющей организации. При этом владельцы не стали выполнять данное требование.

Затем в июне 2015 года был принят закон №176-ФЗ, в соответствии с которым собственники помещений МКД имеют право сохранить порядок предоставления КУ и соответствующих расчетов в том случае, когда на общем собрании жильцов было принято решение о том, что необходимо сменить способ управления многоквартирным домом или избрать УО.

Так, владельцы воспользовались данным правом, избрав способ управления МКД ТСЖ или УК, и сохранили «прямой договор» с РСО. Другими словами, нарушив федеральное законодательство (не назначив УО или ТСЖ), собственники пришли к тому, что

Ситуация 2-я

УО или ТСЖ осуществляет управление МКД без заключения договора с РСО, не соблюдая требований законодательства, отказывается от осуществления своих обязанностей и не взимает плату за КУ.

После того как был принят закон 176-ФЗ, РСО признали себя исполнителями коммунальных услуг, потому что УК и ТСЖ не брали на себя данную роль. Как и в вышеуказанной ситуации, нарушение законодательства стало основанием того, что управление МКД осуществляет УК или ТСЖ, а РСО является исполнителем КУ

Ситуация 3-я

Жилой дом, число квартир в котором было не менее 16, управлялся непосредственно, и после закона, вступившего в силу 30 июня 2015 г., собственники помещений избрали на общем собрании способ управления УК или ТСЖ, также было принято решение сохранить ранее действующий порядок предоставления коммунальных услуг и соответствующих расчетов.

В данном случае управлением дома занимается УК или ТСЖ, а исполнитель коммунальных услуг — РСО.

Ситуация 4-я

Управляющая компания или ТСЖ имеет определенную задолженность перед ресурсоснабжающей организацией, размер которой превышает стоимость коммунальных ресурсов за 3 календарных месяца. Данная недоимка признана или самой управляющей компанией (ТСЖ), или судебным решением.

РСО, руководствуясь п.30 Правил 124, расторгла договор с должником в одностороннем порядке и оформила договорные отношения напрямую с потребителями КУ.

Лицензия УК и заключение договора с РСО

Согласно письму Минстроя РФ №35750-ОЛ/04 от 05.11.2015 г управляющие компании обязаны заключить прямые договоры с РСО, данный факт подлежит обязательному лицензионному контролю (ч.1 ст.193 ЖК РФ).

В соответствии с Постановлением Правительства России №146 от 15 мая 2013 г.

управление МКД осуществляется с помощью заключения договора с РСО на энергоснабжение, теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение и газоснабжение для предоставления жильцам МКД коммунальных услуг. Так, заключение договора с РСО представляет собой лицензионное требование, подлежащее лицензионному контролю.

Договоры между владельцами квартир в МКД и РСО, которые были заключены между собственниками помещений в МКД и РСО до 29 июня 2015 г, имеют свою силу до окончания срока договора либо прекращают свое действие по заявлению одной из сторон. Это единственный случай, когда отсутствие официального договора между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией не является нарушением лицензионных требований.

Согласно Письму Минстроя №35750-ОЛ/04 УК обязаны соблюдать и иные требования, утвержденные Правительством РФ. Лицензионные требования, в частности, представлены:

  • соблюдением правил, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
  • исполнением взятых на себя обязательств по договору управления (часть 2, статья 162 ЖК РФ);

При заключении договора управления УО по запросу владельцев квартир в МКД обязана выполнять определенный комплекс работ и оказывать услуги в рамках управления многоквартирным домом, к примеру, обеспечивать надлежащее содержание и ремонт МОП в доме, предоставлять КУ и производить другие операции, обусловленные рамками договора.

Согласно Правилам осуществления деятельности по управлению МКД управление домом обеспечивается благодаря предоставлению коммунальных услуг собственникам квартир в МКД на основании заключения договора с РСО. Таким образом, мы видим, что необходимость заключить прямые договоры с РСО представляет собой лицензионное требование и подлежит обязательному лицензионному контролю.

Источник: https://mostszh.ru/pryamye-dogovory-s-rso/

Коммунальные услуги юридическим лицам в 2020 — тарифы, договор, пеня

Первые этажи и большинство подвалов в многоквартирных домах обычно передаются по праву собственности или арендному договору коммерческим компаниям и организациям, и для полноценного осуществления своей деятельности им необходимо тепло, электричество и другие коммунальные услуги.

Как же  им оформить отношения по поставке услуг с управляющей домом компанией или ТСЖ? И как на законных основаниях пользоваться всеми благами цивилизации?

Цель любой управляющей компании – качественное предоставление всех коммунальных услуг собственникам жилых, и даже нежилых помещений.

Под коммунальными услугами понимается:

  • обеспечение владельцев помещений горячей водой;
  • электроресурсами;
  • магистральным газом или в баллонах;
  • тепловой энергией;
  • вывоз твердых бытовых отходов.

Как и остальные собственники жилых помещений, так и юридические лица, пользуются выделяемыми им коммунальными услугами, и обязаны платить за  предоставление всех жизнеобеспечивающих ресурсов в полном объеме.

То есть юридические лица, владеющие магазинами, сервисными центрами, офисами или кафе, расположенными в жилом массиве, обязаны исполнять свои обязательства  не только по уплате предоставленных им коммунальных  ресурсов, но и затраченные на потребление общедомовых нужд.

Эти законодательные нормы оговорены в Правилах по содержанию общедомового имущества жилого дома от 13.08. 2006 г. за номером 491, причем юридическое лицо может не пользоваться подъездом, крышей или лифтом, но выделять средства на их обслуживание просто обязан.

  • Коммерческая организация может владеть как жилым помещением, например, для проживания своих сотрудников, так и нежилым, которое используется для ведения основной хозяйственной деятельности.
  • Или помещения используются для прохождения регистрации компании, установления их юридического адреса как юридического лица – эти условия обязательны, чтобы компанию поставить на налоговый и статистический учет.
  • Или юрлицо может передать свою собственность третьему лица по договору аренды, либо выставить свое имущество как залоговую недвижимость при получении кредитных средств.

Порядок

Получение, равно как и оплата, всех коммунальных услуг может осуществляться только при заключении договора поставки благ цивилизации.

Это вовсе не означает, что владельцы нежилых помещений должны будут по отдельности заключать договора на получение электроэнергии, газа, горячей воды и отопления, нет, все это будет оговариваться в рамках одного обоюдного соглашения между коммерческой компанией или индивидуальным предпринимателем и управляющей компанией многоквартирного дома.

Договором будет определен порядок предоставления всех услуг, и тарификация каждой услуги согласно установленным  значениям ресурсоснабжающей организации.

Окончательные расчеты будут вестись согласно показаниям приборов учета, то есть за электроэнергию по данным электросчетчика, за воду будут приниматься данные водомеров, а за топление и содержание плата будет взиматься по установленным тарифным ставкам для всего дома.

Правительством РФ введены новые правила по потреблению коммунальных услуг, в них даны уточнения:

  • для собственников жилых и нежилых помещений, которые заключили договоры поставки – услуги будут предоставляться до момента отказа по своим обязательствам одной из сторон договора;
  • при смене управляющей компании или поставщика услуг, тарификация не должна меняться в сторону увеличения, стоимость должна соответствовать установленным Правительством ценам за расчетную единицу потребления;
  • юридические лица, владеющие нежилыми помещениями в многоквартирном доме, обязаны предоставлять управляющей компании показания приборов учета не позднее пятидневного срока с начала нового отчетного периода;
  • УК дома будет иметь право вести контроль над правильностью предоставляемых показаний приборов учета, наличие пломб, установленных поставщиком услуг;
  • сотрудники бухгалтерии обязаны информировать собственников о наличии у юрлиц задолженности по поставкам энергоресурсов и всех услуг всеми доступными способами.

Как оформляется договор

Составлять договор должен в соответствии с установленным порядком его заключения, в тексте договорных обязательство сторон должны найти отображения пункты:

  • место, дата и реквизиты сторон по сделке;
  • данные расчетного счета поставщика услуг, его юридический адрес и контактные данные;
  • полные данные юридического лица – наименование компании, сведения о прохождении обязательной регистрации (номер свидетельства), контактные сведения;
  • точный почтовый адрес занимаемого помещения, его параметры, с указанием общей площади, вида хозяйственной деятельности;
  • полный перечень предоставляемых компании коммунальных услуг;
  • сведения о качестве поставляемых ресурсов (например, температура горячей воды или отопительных элементов в помещении);
  • сведения о порядке исчисления потребляемых ресурсов – либо расчеты будут вестись по установленным нормативам потребления, либо по показаниям учетных приборов, либо по другим методам определения;
  • данные обо всех приборах учета – электросчетчиков, водомеров или датчика учета температуры в отопительном оборудовании помещения. А также сведения о проведении калибровки приборов и опломбирования лицензионной компанией, регламент контроля над предоставляемыми показаниями, и периоды проверок контролирующей комиссией;
  • методология исчисления оплаты за потребляемыми ресурсами, способы платежей;
  • если владелец помещения относится к льготной категории граждан, меры защиты по снижению установленных ставок в соответствии с законодательством России;
  • определение метода доставки уведомлений по оплате предоставляемых услуг потребителю ресурсов;
  • возможности разрешения спорных ситуаций, которые могут возникнуть во время действия обоюдных соглашений по поставке услуг управляющей компанией или ТСЖ, разрешение споров по снижению себестоимости услуг при нарушении качества поставок, или временного не предоставления ресурсов;
  • ссылка на права и обязанности сторон по сделке;
  • предпосылки для остановки поставку услуг при наступлении оговоренных обстоятельств;
  • порядок и важные обстоятельства по расторжению заключенных соглашений в рамках его действия;
  • на какой срок заключается соглашение, возможность его продления.

В приложениях к договору могут быть представлены другие документы, например, экспликация помещения и его расположение в составе общего имущества дома, другие оговоренные возможности, такие как содержание зверей или домашней скотины, если эта деятельность предусмотрена коммерсантом.

Читайте также:  Куда звонить и жаловаться, если отключили воду в квартире – образец жалобы и нормативы отключения

Как составить акт о затоплении квартиры, описывается в этой статье.

Тарифные ставки за поставку и потребление коммуникационных услуг для юридических лиц представлены в таблице:

Правила начисления оплаты за потребление коммунальных услуг регламентированы ст. 155 ЖК РФ, согласно ей, оплата должна проводиться не позднее 10-го числа следующего за месяцем потребления.

В декабре 2015  года вступил в силу Закон о потреблении ресурсов, согласно которому ужесточаются меры ответственности для злостных неплательщиков за потребление  коммунальных ресурсов.

На основании ст. 395 ГК РФ на неуплаченную сумму могут начисляться дополнительные проценты за каждый день просрочки.

Кроме этого, к злостным неплательщикам могут применяться меры. Определенные в ст. 317 ч.1 – повышающие тарифные и процентные ставки за уже потребленные ресурсы.

В основном оплата производится по присланным юридическому лицу платежным квитанциям, в котором указан объем потребленных ресурсов, тариф за единицу исчисления, и итоговая сумма к оплате.

В ней прописаны банковские  реквизиты, по которым можно проводить оплату – расчетный счет, наименование и счет зачисления по конкретному потребителю.

Поэтому оплата не вызывает затруднений – со счета компании бухгалтером проводятся расчеты по указанным реквизитам. Сделать это можно как в отделении банка, так и путем использования онлайн банкинга, причем квитанцию о проведенном платеже можно получить и там, и там.

Но сделать это нужно обязательно, поскольку могут возникнуть спорные ситуации, а квитанция с указанием номера транзакции будет служить подтверждением оплаты. Хранить платежные документы следует не менее трех лет с момента проведения оплаты.

Источник: http://kvartirkapro.ru/kommunalnye-uslugi-juridicheskim-licam/

Позиции судов по вопросам ЖКХ

Помимо множества поправок нормативных правовых актов, с января по июнь 2019 года Верховным судом РФ было принято несколько важных судебных актов, содержащих имеющие существенное значение позиций ВС РФ по некоторым вопросам жилищной сферы. Настоящий обзор включает наиболее интересные позиции высших судебных инстанций за первое полугодие 2019 года.

Судебные акты Верховного суда РФ за первое полугодие 2019 года

20 ноября 2018г.

Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ разъяснено в случае признания пристройки к многоквартирному жилому дому самовольной, у собственников помещений в многоквартирном не возникает право общей долевой собственности на помещения, крыши, ограждающие несущие и не несущие конструкции данного дома, связанные с его самовольной реконструкцией и, соответственно, у собственников, не пользующихся самовольной пристройкой, не возникает обязанность по содержанию этого имущества. В случае, когда объект самовольной постройки нарушает права и законные интересы иных собственников в многоквартирном доме, например, как в настоящем деле на крыше самовольной постройки отсутствует снегозадержатели, что в зимний период приводит к лавинному сходу снега и льда с крыши и может причинить вред жизни и здоровью иным собственникам многоквартирного дома, такие собственники вправе требовать от лиц, допустивших такое нарушение, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

(Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20.11.2018 N 86-КГ18-11)

22 января 2019г.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ указала, что собственник помещения в многоквартирном доме, в том числе собственник нежилого помещения, обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества и взносов на капитальный ремонт. Данная обязанность возникает в силу закона и не обусловлена наличием договорных отношений собственника нежилого помещения с управляющей компанией или товариществом собственников жилья. Размер обязательных платежей и (или) взносов, направленных на содержание общего имущества в многоквартирном доме, определяется органом управления (ТСЖ, ЖСК/ЖК) на основании утверждённой на общем собрании сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

(Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22.01.2019 по делу N 308-ЭС18-14220, А63-935/2018)

05 марта 2019г.

Источник: https://acato.ru/news/20190801/obzor-sudebnoj-praktiki-vs-rf-za-i-polugodie-2018-goda

Не заключать договор с региональным оператором? Возможно ли это?

Многие в х спрашивают — можно ли не заключать договор с региональным оператором на вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО), можно ли заключать договор на вывоз ТКО не с региональным оператором… Причем спрашивают как должностные лица предприятий, так и физические лица.

Все собственники твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), а именно собственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО, заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по обращению с ТКО. Таким образом, вывоз ТКО от контейнерных площадок осуществляется региональным оператором при наличии заключенного договора на оказание соответствующих услуг.

статья 24.7 Федерального закона от 24.06.

1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

часть 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации 

Как видите, обязанность по заключению договоров на обращение с ТКО есть и у собственников ТКО, и у собственников жилья.

Что будет если не заключать договор с региональным оператором -читайте ниже судебную практику.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

статья 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

В соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, потребитель (лицо, заключившее договор с рег. оператором) обязан:

обеспечивать учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов»;

подпункт б) пункта 13

Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов утверждены постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505.

В целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.

пункт 7 раздела II «Коммерческий учет объема и (или) массы твердыхкоммунальных отходов»

  • а) расчетным путем исходя из:
  • нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
  • количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
  • б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

пункт 5 Правил

Таким образом, собственники ТКО обязаны осуществлять коммерческий учет ТКО по одному из вышеперечисленных способов.

Между предприятием и рег.

оператором заключается публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора. Рег. оператору достаточно договор на оказание услуг по обращению с ТКО опубликовать в прессе.

В соответствии со статьей 435 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) офертой признается адресованное лицу предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. При этом оферта должна содержать существенные условия договора.

Согласно пункту 3 статьи 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка либо принятие товара, предоставление услуг, и т.п.) считается акцептом.

С учетом положений части 2 статьи 437 ГК РФ публикация договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичной офертой.

В соответствии с абз. 3, 4 п. 8(17) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.

2008 N 641″ (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) — 8(7) настоящих Правил.

Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) — 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) — 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Из вышеизложенного получается, что если в адрес потребителя (указанный в выписке ЕГРЮЛ) рег.

оператором был направлен договор на оказание услуг по обращению в твердыми коммунальными отходами , и при этом подписанный вариант договора, либо мотивированный отказ от подписания рег.

оператору в установленные законом сроки не поступали — договор считается заключенным на условиях типового договора и вступает в силу на 16 рабочий день после его официального размещения и опубликования.

производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены настоящим договором

пункт в) раздела IV Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами

  1. — обеспечивать складирование твердых коммунальных отходов в контейнеры или иные места в соответствии с приложением к настоящему договору;
  2. не допускать повреждения контейнеров, сжигания твердых коммунальных отходов в контейнерах, а также на контейнерных площадках, складирования в контейнерах запрещенных отходов и предметов;
  3. назначить лицо, ответственное за взаимодействие с региональным оператором по вопросам исполнения настоящего договора;
  4. уведомить регионального оператора любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет»), позволяющим подтвердить его получение адресатом, о переходе прав на объекты потребителя, указанные в настоящем договоре, к новому собственнику.

раздел IV Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами

Все что написано выше, в отношении ИП подтверждает Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28.10.2019 по делу № А36-254/2019:

  • АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ
  • от 28 октября 2019 г. по делу N А36-254/2019

Источник: https://EcoProverka.ru/ne-zaklyuchat-dogovor-s-regionalnym-operatorom/

Ссылка на основную публикацию